Уважаемый Вячеслав Михайлович!
Уважаемые члены Совета судей и приглашенные!
Судейское сообщество и Совет судей Российской Федерации продолжают подготовку к главному мероприятию этого года − Х Всероссийскому съезду судей. Пандемия и введенный режим ограничительных мер внесли свои коррективы в функционирование всей судебной системы, однако работа по подготовке проведения Х Всероссийского съезда судей не останавливалась. На 7 июля 2020 года конференции судей субъектов для избрания делегатов на съезд проведены уже в 82 субъектах Российской Федерации. Оставшиеся три субъекта проведут конференции, как только это позволит эпидемиологическая обстановка. Мы надеемся, что в июле будет окончательно принят разработанный Советом судей проект федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», учитывающий представительство вновь созданных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
Столкнувшись с серьезной опасностью распространения новой коронавирусной инфекции, судебная власть в лице Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации достаточно оперативно выработала необходимый алгоритм действий для нижестоящих судов в условиях пандемии. Ситуация была сложной, неоднозначной и требовала быстрых решений. Но, как показали последующие события, эти принятые решения были обоснованны и создали юридическую основу для работы судов в новых условиях.
Верховным Судом также на основе поступивших от судов всех уровней запросов было подготовлено два обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, которые, несомненно, стали подспорьем и для судов, и для гражданского сообщества.
Единый и быстрый отклик судов в сложных, непредвиденных обстоятельствах свидетельствует и о том, что судейское сообщество стало единым слаженным организмом, готовым к вызовам и любым внешним обстоятельствам. Но главные основы устойчивости судебной системы − это повышение гарантий независимости судебной власти, высокоэффективная внутренняя организация, соответствие времени и прогрессу материальной и процессуальной базы судов. Именно меры по закреплению и реализации данных основ являются на сегодняшний день приоритетом в работе Совета судей.
Пандемия привела к появлению новых форм организации судебной деятельности и судебного процесса, к новым способам социального взаимодействия, изменив общепринятые представления об организации судебного процесса и подготовки к нему. Настало время фундаментального переосмысления характера и форм современного судебного процесса.
В сложных условиях распространения коронавирусной инфекции мы пытались решить проблему социального дистанцирования, предотвращения скопления сотрудников в рабочих помещениях. Надо всячески приветствовать действия руководителей судов, которые, беспокоясь о здоровье судей и работников аппарата, создавали гибкие графики работы, переходили на дистанционные способы работы. Ведь главная ценность − это люди, и сохранение их здоровья в сложных условиях пандемии является главной задачей, наряду с осуществлением судебной деятельности. Сегодня еще эпидемиологическая обстановка и требования санэпиднадзора не позволяют Совету судей собраться в таком количестве вместе в обычном режиме заседания. Именно поэтому мы проводим Совет судей Российской Федерации в режиме веб-конференции.
Новые формы организации деятельности судебной власти стали возможными благодаря новейшим коммуникационным технологиям, таким как Zoom, Skype, ВКС Винтео и другие. Эти возможности вносят в судебный процесс для участников процесса невиданные удобства, решая проблему финансовых затрат на участие в процессе, связанных с непосредственным присутствием. Конечно, есть и организационные и технологические проблемы, связанные с оборудованием всех судебных залов в России, возможностью организации судебных процессов, а также технологической возможностью передачи потока видеоинформации в больших объемах. Работают пока эти новые технологии небезупречно, но это дело времени.
Дальнейшее развитие электронного правосудия является одной из приоритетных задач, стоящих перед судебной системой. Продолжается разработка суперсервиса «Правосудие онлайн», который будет способствовать формированию единого информационного пространства судов, доступности и открытости правосудия и, в частности, позволит внедрить автоматизированное составление проектов документов, перейти на электронный документооборот; распространить дистанционный формат подачи и получения судебных документов, а также дистанционное участие в судебном процессе.
Ведение судебного процесса в интернет-пространстве накладывает дополнительное бремя ответственности на судей, требует неукоснительного соблюдения всех норм процессуального законодательства. Время на ведение процесса заметно возросло. Интернет делает абсолютно прозрачным и открытым судебный процесс. Но наряду с этим активное включение в интернет-пространство судейского корпуса и всех звеньев судебной системы как влечет неоспоримые преимущества, так и таит в себе скрытые угрозы и опасности.
К числу таких опасностей я бы отнес историю присутствия в интернет-пространстве. Это касается присутствия в интернет-пространстве как в связи со служебной необходимостью, так и в свободное от работы время. И если говорить о так называемой частной жизни судьи, вне работы, то, несмотря на закрепление в нашем обществе таких важнейших принципов социального взаимодействия, как свобода самовыражения и неприкосновенность частной жизни, на самом деле парадокс заключается в том, что наличие частной жизни − это миф. Как только вы что-то разместили в сети Интернет, это становится жизнью публичной. При прохождении конкурса на замещение вакантной должности история присутствия в социальных сетях может быть рассмотрена через призму нанесения ущерба репутации судебной власти. Таким образом, прошлое может активно влиять на будущее.
Современные технологии позволяют создать ложный аккаунт и использовать его против судьи, взломать аккаунт судьи без его ведома и добавить ложные комментарии. Анонимность Интернета порождает фальшивое чувство безопасности. Избежать этого сложно, но осознавать это необходимо.
С очевидностью встает вопрос ответственности не только непосредственно судьи, но и членов его семьи. Их поведение, нескромность могут стать предметом социальной оценки. Прежде чем что-то сказать, а уж тем более выкладывать в Интернет, подумайте, как это будет воспринято обществом. Средства массовой информации относятся к судьям с подозрением, интересуясь частной жизнью судей, членов их семей, стремятся обнаружить нотки скандальности в их поведении. Как сказал мне недавно владелец одной из известных газет, скандалы − это то, что хорошо продается на рынке информации, позитив давно никого не интересует, ведь мы же работаем в условиях рыночной экономики. Полагаю, что Комиссии Совета судей РФ по этике необходимо обсудить сложившуюся ситуацию и подготовить соответствующие рекомендации для судей по поводу нахождения их в интернет-пространстве.
Мы не против использования судьями социальных сетей. Наоборот, чем более открыто судейское сообщество и чем более доступен диалог с ним, тем лучше. Но при всем этом судьи, да и кандидаты в судьи должны понимать свою ответственность и последствия такого присутствия.
Кроме личной ответственности судей за формирование образа судебной власти в обществе посредством размещения информации в Интернете важно уделять внимание работе пресс-служб судов. В эпоху информационной свободы и нарастания популярности интернет-диалога размещение фактической информации о текущей работе на сайте суда является недостаточным для информирования и уж тем более для создания позитивного образа судебной власти.
Информационная политика становится частью общей стратегии развития судов. Приоритетом для нас является поиск новых подходов и форм информирования гражданского общества, государственных органов и средств массовой информации о работе судов.
В связи с имеющими место вбросами дезинформирующего характера необходимо придерживаться единого подхода в реакции на такие выпады, отвечать профессионально, авторитетно, полно и быстро. Для этого пресс-службы судов должны стать единым «фронтом», способным давать достойный ответ, который будет формировать объективный образ судейского сообщества, повышать уровень доверия граждан к судебной власти и насколько возможно нивелировать негативное воздействие лживых и скандальных публикаций в средствах массовой информации.
В этом году предлагается провести конкурс среди пресс-служб судов с целью выявления лучших практик, в том числе будет рассматриваться и опыт работы с негативными публикациями в СМИ.
Также нас по-прежнему не может не беспокоить неурегулированность в законе категории «конфликта интересов». Несмотря на активные призывы в Совете Федерации по поводу законодательного регулирования этого института, вопрос об этом так и не решен.
Сложности возникают у судей при переназначении, если в семье судьи супруг прокурор, адвокат или юрист. Детям судей сложно устроиться на работу. Мы теряем квалифицированные кадры, многие судьи не хотят участвовать в конкурсе по этой причине. Распадаются браки, рушатся семьи, это самое печальное что происходит. Ведь основы честности, порядочности, скромности закладываются именно в семье. Семьи, в которых супруги юристы, и дети идут по их стопам, могут только приветствоваться. Так закладываются добрые традиции и юридическая культура в процессе взросления членов семьи. В последующем эти ростки отношения к профессии дадут свои плоды, когда в будущем судья или прокурор будет совершать поступки в соответствии с долгом, а не приспосабливаться к сложившейся ситуации. И в нашей стране есть богатейший опыт становления такой традиции.
Конфликт интересов не должен априори презюмироваться, он должен быть юридическим фактом, доказанным в соответствующих процедурах. Ведь презумпцию добросовестности и невиновности пока еще не отменили. Мы с нетерпением ждем от законодателя скорейшего решения этой проблемы. Свои предложения Совет судей по этому вопросу направил.
Не могут не вызывать беспокойства проблемы, связанные с независимостью суда. Особенно это отчетливо проявляется в вопросах назначения и переназначения судьи.
Если в процессе назначения или переназначения судьи за него настойчиво хлопочут представители исполнительной, законодательной власти или иных организаций в попытке заполучить удобного судью, это тревожный сигнал для органов судейского сообщества. Судья должен быть независим как от такого влияния, так и от иных жизненных обстоятельств. Если судья зависим, то меры его ответственности находятся в широком диапазоне от дисциплинарной до уголовной ответственности. Такие «связи» с госорганами и организациями таят в себе большую опасность для независимости судебной власти, чем конфликт интересов, связанный с родственными связями.
У судьи возможна только одна зависимость − это зависимость от закона и его требований.
С момента начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции прошло немного времени. Но итоги инициированной Верховным Судом Российской Федерации судебной реформы 2018 года ощутимы уже сейчас. С 1 октября 2019 года по 1 апреля 2020 года кассационными судами общей юрисдикции по гражданским и административным делам удовлетворено 15 % жалоб, что почти в 4 раза больше, чем судами общей юрисдикции в 2019 году, когда суды областного звена в порядке выборочной кассации удовлетворили 4% жалоб. В уголовном судопроизводстве по правилам сплошной кассации удовлетворено 38% жалоб. Результаты работы апелляционных судов общей юрисдикции и апелляционного военного суда за указанный период можно считать соответствующими результатам рассмотрения апелляционных жалоб Верховным Судом Российской Федерации. Приведенные данные свидетельствуют о повышении качества и эффективности работы новых судов.
Однако нагрузка на судебный корпус увеличивается, несмотря на эффективную работу вновь созданных кассационных судов общей юрисдикции. Тома дел окружают судей во вновь созданных кассационных судах в их рабочих кабинетах. Их рабочий день может начинаться в 7 утра и заканчиваться в 22-23 часа вечера. Совет судей обеспокоен сложившейся ситуацией и поддерживают меры по ее исправлению.
Именно поэтому развитие и внедрение новых технологий, развитие онлайн-правосудия выходит на первый план. Конечно, перевести полностью работу органов судебной власти в дистанционный электронно-цифровой формат невозможно, и такой цели мы не ставим. Но перевести рутинные, трудоемкие операции судопроизводства в электронно-автоматизированный процесс и внедрить новые интеллектуальные информационные технологии необходимо, так как это снижает нагрузку на судей и работников аппарата суда, позволяя оставить больше времени на работу с делами по существу. Новые технологии – это спасательный корабль для тонущих в рутине судов.
Совет судей также уделяет внимание улучшению правовой базы, обеспечивающей работу судебной системы. Комиссией по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства ведется системная работа по изменению законодательства в сфере судоустройства, разработан проект федерального конституционного закона, устраняющий пробел в законодательстве в части порядка упразднения постоянных судебных присутствий. Проработаны вопросы о мерах по недопущению подделки судебных приказов, вопрос оптимизации работы малосоставных судов.
Неделю назад в нашей стране приняли поправки к Конституции Российской Федерации. Очевидно продолжением этого станет подготовка большого пакета законов, реализующих эти нововведения в конкретных законах о статусе судей, об органах судейского сообщества и других. Комиссии по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства необходимо включиться в эту работу, чтобы направить свои предложения законодательной власти.
Комиссией Совета судей по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов доработан окончательный вариант типовых правил пребывания посетителей в судах. С учетом того, что действующим законодательством регулирование организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов отнесено к ведению Федеральной службы судебных приставов России и Министерства юстиции Российской Федерации, нашим окончательным предложением является направление проекта типовых правил в Министерство юстиции Российской Федерации для дальнейшего утверждения.
Кроме вопроса снижения нагрузки на судей и оптимизации процесса отправления правосудия, Советом судей РФ совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде продолжается на постоянной основе работа по реализации социальных, медицинских и иных гарантий для судей, в том числе в части получения социальной выплаты судьями на приобретение жилья, повышение условий страхования жизни, санаторно-курортного лечения и так далее.
Непрерывно осуществляется деятельность и по рассмотрению обращений, поступающих в Совет судей. В дисциплинарную комиссию Совета судей Российской Федерации только за первое полугодие поступило 295 жалоб, проведено 59 проверок, из которых пять проверок − выездные. Если сравнивать с предыдущими годами, то в 2019 за весь год было рассмотрено 402 жалобы, в 2018 году – 311 жалоб. Стоит заметить, что нагрузка на комиссию высокая. После изменений в законодательстве роль советов судей всех уровней, дисциплинарных комиссий значительно возросла. Это требует повышения ответственности за принимаемые решения всех уровней представителей судейского сообщества.
Количество обращений в других комиссиях остается на прежнем уровне. За прошедший период в Комиссию по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий переданы 57 обращений и жалоб, 17 обращений переданы в Комиссию по этике. Все обращения рассматриваются в срок, заявителям направляются подробные ответы и разъяснения. Благодарю своих коллег за качественную работу.
Совет судей Российской Федерации не оставляет без внимания поощрение судей и работников аппарата суда за добросовестный труд, качественное и высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей. У нас есть абсолютная убежденность, что делать это необходимо и делать вовремя, не скупясь на благодарность в разной форме судьям и работникам аппаратов судов.
С начала текущего года в Совет судей поступили представления о награждении 364 человек, из них приняты положительные решения в отношении 337 кандидатов: 115 человек награждены почетным знаком «Ветеран судебной системы», 96 человек – почетной грамотой Совета судей, 126 человек – наградными знаками «За служение правосудию». Кроме того, благодарностью Совета судей награждены 154 судьи и работника судебной системы.
Вся актуальная информация о деятельности Совета судей доводится до сведения регионов. В феврале текущего года состоялся семинар-совещание председателей советов судей субъектов. На нем обсудили более 30 актуальных вопросов организации и обеспечения работы судейского сообщества, в том числе обеспечение безопасности судебной деятельности, судей и членов их семей, проблему высокой нагрузки судей и работников аппаратов судов, вопросы взаимодействия судебной власти с гражданским обществом и другие.
В заключение хочу сказать, что нам сложно сейчас предугадать, как будет складываться эпидемиологическая обстановка осенью и зимой этого года, позволит она провести съезд в запланированные даты или нет. Но уже сейчас при нашем непосредственном участии закладывается нормативная возможность переноса съезда в случае необходимости. Совет судей РФ не снижает темпов подготовки к съезду и делает всё необходимое для того, чтобы задачи, поставленные IХ Всероссийским съездом судей, были выполнены точно и в срок.