Поиск Войти
Выбор региона
Саратовская область

Заключения

Заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике от 24.02.2021 г. № 4-КЭ

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

О праве пребывающего в отставке судьи замещать по контракту

должности муниципальной службы - должность руководителя

администрации района в составе муниципального образования и

должность главы муниципального образования; о возможности

представлять администрацию в отношениях с другими лицами,

органами и организациями

 

от 24 февраля 2021 г. № 4-КЭ

 

1) В комиссию Совета судей Российской Федерации по этике (далее -комиссия по этике, комиссия) поступил запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность муниципальной службы - должность главы администрации Ленинского района города Владимира, а также о праве представлять администрацию района в отношениях с другими муниципальными и государственными органами, общественными организациями, в судебных инстанциях, прокуратуре, правоохранительных органах.

В запросе указывается на то, что должность главы администрации района города Владимира включена в Реестр должностей муниципальной службы во Владимирской области и отнесена к группе высших должностей муниципальной службы в администрациях муниципальных образований. Данный Реестр утвержден Законом Владимирской области от 30 мая 2007 года № 58-03 "О муниципальной службе во Владимирской области".

С запросом представлено Положение об администрации Ленинского района города Владимира (далее - Положение), утвержденное решением Совета народных депутатов города Владимира от 25 декабря 2015 года.

Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения администрация Ленинского района города Владимира является структурным территориальным подразделением администрации города Владимира (далее - Подразделение), наделенным правами юридического лица и являющимся муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций.

Пунктами 5.1, 5.2 и 5.4.2 Положения предусмотрено, что администрацию Ленинского района города Владимира возглавляет руководитель, наименование должности которого устанавливается правовым актом администрации города, утверждающим структуру Подразделения; руководитель назначается на должность и освобождается от занимаемой должности главой администрации города; руководитель действует без доверенности от имени подразделения, представляет его в отношениях с другими муниципальными и государственными органами и общественными организациями, а также в судебных инстанциях, прокуратуре, правоохранительных органах.

2) В период рассмотрения комиссией по этике указанного выше запроса в комиссию поступили запросы аналогичного содержания от другого судьи, пребывающего в отставке.

В связи с намеченным представительным органом муниципального образования Южно-Курильский городской округ Сахалинской области объявлением конкурса о назначении по контракту на должность главы администрации (мэра) названного муниципального образования заявитель просит разъяснить, вправе ли пребывающий в отставке судья замещать по контракту должность главы администрации (мэра) муниципального округа; обязан ли судья, пребывающий в отставке и не состоящий в органах судейского сообщества (не избранный в органы судейского сообщества), при участии в конкурсе на замещение должности главы администрации муниципального образования обратиться в квалификационную коллегию судей Сахалинской области с заявлением о приостановлении своей отставки; будет ли иметь место допускаемое законодательством о статусе судей законное представительство, учитывая, что глава местной администрации представляет администрацию без доверенности.

Как следует из Закона Сахалинской области от 6 июля 2007 года № 78-30 (с изменениями на 23 ноября 2020 года) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области", замещаемая по контракту должность главы администрации городского округа включена в Реестр должностей муниципальной службы в Сахалинской области (Приложение № 1), относится к категории "руководители" высшей группы должностей.

 

 

С учетом содержания запросов комиссия по этике принимает по ним одно заключение.

Согласно пункту 1 статьи 2 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016), действие Кодекса судейской этики распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке.

Кодекс судейской этики предусматривает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14, статья 20).

Абзац второй пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 (с последующими изменениями) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) закрепляет, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 данного Закона.

Из этого следует, что пребывающие в отставке судьи вправе занимать государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

Это право представляет собою исключение из общего правила, установленного абзацем первым того же пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, и не связывается с достижением судьей в отставке определенного возраста и/или наличием определенного стажа работы в должности судьи.

Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 518 утверждено заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, разъясняющее, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, наряду с оплатой на замещаемых должностях сохраняется назначенное судье ежемесячное пожизненное содержание.

В данном случае речь идет о должностях (главы администрации муниципального округа; руководителя администрации района муниципального образования), которые включены в реестр должностей муниципальной службы в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года (с изменениями на 27.10.2020) № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В отношении возможности замещения судьей, пребывающим в отставке, таких должностей муниципальной службы законодательством о статусе судей никаких дополнительных требований и запретов не установлено (как, например, специально оговорен запрет замещать должности прокурора, следователя и дознавателя, являющиеся должностями государственной службы).

Поэтому судья, пребывающий в отставке, независимо от стажа работы судьей и возраста может замещать такие должности.

В период осуществления соответствующей деятельности согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей на судью, пребывающего в отставке, не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 данного Закона; членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

В том случае, если пребывающий в отставке судья не избран в органы судейского сообщества, такие последствия возникают в силу закона, и обращение в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о приостановлении членства в судейском сообществе не требуется.

Статьей 13 Закона о статусе судей в качестве самостоятельного основания для приостановления полномочий судьи и отставки судьи предусмотрено участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской   Федерации,   депутатов  Государственной   Думы   Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления (подпункт 3 пункта 1 статьи 13).

Необходимость приостановления отставки судьи по этому основанию, по мнению комиссии по этике, вызывается тем, что, участвуя в избирательной кампании, предшествующей замещению выборной публичной должности, судья (судья в отставке), претендующий на такое замещение, не может не прибегать к таким формам политической деятельности, которые указаны в пункте 2 статьи 21 Кодекса судейской этики и являются несовместимыми со статусом судьи.

В отличие от участия в выборах на замещение выборной публичной должности участие пребывающего в отставке судьи в конкурсе на замещение должности муниципальной службы по смыслу Закона о статусе судей не требует приостановления отставки.

Комиссия по этике обращает особое внимание заявителей на то, что приостановление членства в судейском сообществе согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей не снимает с пребывающего в отставке и сохраняющего звание судьи лица обязанность соблюдать требования Кодекса судейской этики, включая такие как обязанность сохранять лояльность к судебной власти (пункт 3 статьи 15); воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководителей этих органов (пункт 2 статьи 18).

Сохраняют действие и установленные подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, статьей 21 Кодекса судейской этики ограничения, связанные с участием в политической деятельности.

Поэтому при замещении таких должностей муниципальной службы как должность главы администрации муниципального округа, должность руководителя администрации района муниципального образования от пребывающего в отставке судьи потребуется непрерывное соотнесение своих действий с соответствующими требованиями судейской этики.

Что касается полномочия представлять администрацию муниципального округа, администрацию района муниципального образования, надлежит исходить из следующих положений Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей установлено, что судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

Кодекс судейской этики право судьи быть выступать в качестве представителя ограничивает правом представлять самого себя и случаями законного представительства других лиц (пункт 1 статьи 16). Согласно пункту 2 той же статьи 16 Кодекса ограничения, установленные подпунктом 1 данной статьи, применяются к судьям, пребывающим в отставке, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из этого следует, что при замещении судьей, пребывающим в отставке, должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, а также при осуществлении иной деятельности, разрешенной в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи, судья, пребывающий в отставке, не должен выполнять функции представителя органа, учреждения или организации, в которых он замещает ту или иную должность, на основании доверенности.

Законное представительство применительно к юридическим лицам имеет место в тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основано на законе либо положениях учредительных документов юридического лица; полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия, а не доверенностью.

Исходя из этого, в рассматриваемых ситуациях будет иметь место законное представительство, допускаемое законодательством о статусе судей.

Комиссия напоминает, что ее заключения носят рекомендательный характер, отражают коллективную позицию членов комиссии по этике, выработанную путем голосования, и не обладают свойством общеобязательности. В любом случае с судьи не снимается личная ответственность за выбор той или иной модели своего поведения.

Рассматривая возможность замещения той или иной должности, выполнения работы, разрешаемой законодательством о статусе судей пребывающему в отставке судье, судья должен учитывать все особенности служебных (трудовых) функций, составляющих содержание контракта (трудового договора), и самостоятельно соотносить свои действия с требованиями федерального законодательства о статусе судей и Кодекса судейской этики.

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Саратовской области

Вход

Забыли пароль?