Поиск Войти
Выбор региона
Саратовская область

Выступления, интервью, публикации

Выступление председателя Совета судей Российской Федерации Момотова В.В. на пленарном заседании Совета судей РФ 5 декабря 2023 года

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Уважаемые члены Совета судей и приглашенные!

 

На протяжении года после проведения Х Всероссийского съезда судей РФ комиссии Совета судей Российской Федерации работали над реализацией постановления съезда «О развитии судебной системы Российской Федерации».

Ключевыми направлениями работы продолжают оставаться поиск оптимальных форм организации судебного процесса в условиях ежегодного увеличения судебной нагрузки по ряду категорий дел, повышение эффективности правосудия, снижение нагрузки на судебную систему. Президиум Совета судей утвердил проект федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вносит его на рассмотрение Совета судей РФ.

Принятие данного закона будет способствовать созданию условий для установления необходимой служебной нагрузки, надлежащему материальному обеспечению судей и работников аппаратов судов, осуществляющих свою деятельность сверх установленных норм служебной нагрузки, с учетом рассмотрения и разрешения дел разных категорий в соответствии с их фактической и юридической сложностью. Просим Совет судей РФ поддержать этот долгожданный законопроект.

Также в целях совершенствования модели правосудия, снижения нагрузки на судебную систему видится необходимым уделить внимание разноплановым способам урегулирования споров, более полно использовать потенциал эквивалентных альтернатив государственного правосудия, продолжить реформирование и совершенствование законодательства в части расширения применения досудебного, внесудебного порядка разрешения споров, расширение приказного и упрощенного производства, активизацию использования примирительных процедур.

Так, с 2019 года действует новый институт − судебное примирение. В нем заложен хороший потенциал для расширения возможностей по использованию новых эффективных механизмов разрешения споров, а также снижению судебной нагрузки. Через механизм судебного примирения удается направить стороны конфликта к разумному компромиссу, выявить действительную причину спора, которая может находиться вне правового поля. Спор часто кроме юридического конфликта включает в себя эмоциональный компонент, устранив который можно разрешить вопрос через примирение. Это особенно актуально в семейных спорах, связанных с разделом супружеского имущества, определением места жительства ребенка и другими.

Судебное примирение доступно для сторон, так как оплачивается из федерального бюджета, ускоряет сам процесс разрешения спора, что снижает стресс, испытываемый сторонами при участии в судебном заседании, и − что особенно важно – стороны получают помощь опытного, обладающего высокой квалификацией судьи в отставке.

К сожалению, сейчас потенциал судебного примирения до конца не раскрыт, и этому способствует ряд причин. В настоящее время число судебных примирителей составляет 351 человек, из которых половина примирителей из судов общей юрисдикции, половина − из арбитражных судов. Очевидно, что этого недостаточно для России с учетом и количества населения, и удаленности населенных пунктов. Так, сейчас максимальное количество судебных примирителей в субъекте РФ составляет 5 примирителей, а регионов с таким количеством примирителей 49, в остальных же субъектах РФ их еще меньше. В ряде субъектов, таких как Чеченская Республика, Кировская область, Магаданская область, судебные примирители вообще отсутствуют.

В 2020 году количество мировых соглашений, утвержденных по результатам судебного примирения составило 163, в 2021 году – 399, в 2022 году – уже 439 соглашений, то есть наблюдается положительная динамика. Большая часть разрешенных дел относилась к категории семейных споров, примерно четверть примирительных процедур пришлась на споры, связанные с пользованием жилыми помещениями, также примирение использовалось при рассмотрении земельных, трудовых и наследственных споров.

Особенно активно судебное примирение использовали в Ивановской и Липецкой областях. Так, в Ивановской области судья в отставке Евгения Людвиговна Белышева проводила процедуру судебного примирения более чем по 200 делам, из которых больше чем в половине случаев спор был урегулирован по взаимному согласию сторон.

Персональная активность и заинтересованность судебного примирителя играет, несомненно, важную роль, однако в большей степени использование судебного примирения выше в тех регионах, где председатели судов активно способствуют этому, создают необходимые условия, информируют стороны о такой возможности. В связи с этим видится необходимым не только повышение количества судебных примирителей, но и взятие на личный контроль председателями областных и приравненных к ним судов продвижение данной процедуры.

Также важны информирование и разъяснение возможностей и положительных сторон судебного примирения не только для участников спора, но и общественности. Необходимо сформировать положительный имидж судебного примирения, рассказывать о делах, которые были успешно завершены через данную процедуру, в регионах рассказывать о назначенных судебных примирителях, тем самым знакомя с ними граждан и повышая их доверие. Надеемся, что и присутствующие сегодня председатели судов – члены Совета судей РФ, отнесутся к нашим предложениям с должным вниманием. Развитие примирительных процедур важно для всей судебной системы страны.

Оптимизировать и ускорить судопроизводство позволяют также новые технологии, которые с каждым годом все больше проникают в процесс отправления правосудия, открывая все шире электронные двери в храм правосудия.

В число приоритетных задач комиссии Совета судей РФ по информатизации и автоматизации работы судов входит разрешение вопросов внедрения в деятельность судов современных информационных технологий, развитие и совершенствование системы ГАС «Правосудие». В текущем году комиссия проводила работу по сбору и обобщению предложений по реализации «Концепции информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года», а также прорабатывала вопрос создания суперсервиса «Правосудие онлайн» в рамках мероприятий национальной программы «Цифровая экономика». Всего в комиссию поступило 86 предложений от советов судей субъектов Российской Федерации.

В связи с тем, что данная тема активно освещается и обсуждается на многих площадках, в том числе подробную информацию мы услышим на заседании Совета судей, остановлюсь на основных достижениях и планах в сфере информатизации и цифровизации правосудия.

В настоящее время суды в полном объеме обеспечены автоматизированными рабочими местами и печатающей техникой (находится в эксплуатации 136 411 автоматизированных рабочих мест и 122 323 принтера и многофункциональных устройства), ежегодно проходит частичное обновление техники. Все федеральные суды оснащены системами видео-конференц-связи, которых находится в эксплуатации 6971 комплектов; 7500 залов судебных заседаний оснащено стационарными системами аудиозаписи, 4763 зала оснащены системами аудио, -видеозаписи хода судебных заседаний, 4683 зала оснащены мобильными системами аудиозаписи, также в судах имеется 7296 портативных аудиорекордеров. В целях доукомплектования системами ВКС в рамках государственного задания ежегодно предусматривается поставка 288 комплектов оборудования, 20 из которых имеют функции аудиозаписи и распознавания речи.

По состоянию на текущий год порядка 60 регионов проводят интеграционное тестирование сервисов с Единым порталом государственных и муниципальных услуг в продуктивном контуре, реализуется возможность извещения участников процесса как о судебных заседаниях, так и о направлении судебных актов.

Реализована техническая возможность подачи в электронном виде процессуальных документов в рамках ГПК РФ и КАС РФ через Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также возможность отслеживания статуса процессуального обращения.

В некоторых регионах, таких как Москва и Санкт-Петербург, реализована возможность обращения в суды через многофункциональные центры. При обращении гражданина в многофункциональные центры оформляется подтвержденная учетная запись на Портале gosuslugi.ru, а также личный кабинет на Портале судов общей юрисдикции, в котором возможна реализация таких процессуальных прав, как подача исковых заявлений и других документов в электронном виде, ознакомление с аудиопротоколами судебных заседаний, работа с материалами электронных дел, получение сведений о движении по делу, получение электронного исполнительного листа и направление в Федеральную службу судебных приставов России на принудительное исполнение, получение судебных решений, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В настоящий момент в ряде регионов России реализована и внедрена возможность направления исполнительных листов для исполнения в форме электронного документа. Такая возможность, в частности, имеется у мировых судей.

Основное направление информатизации состоит в постепенном переходе к так называемым электронным судам, с которыми онлайн взаимодействие будет возможно от этапа подачи иска и до самого судебного заседания. До 2030 года запланированы широкая автоматизация процессов судебного делопроизводства, соответствующее реформирование процессуального законодательства в части отказа от письменной формы судебного делопроизводства и закрепление электронной формы судебного постановления, пересмотр института протокола судебного заседания, закрепление электронного документооборота между нижестоящими и вышестоящими судебными инстанциями.

Также запланированы разработка и внедрение программного обеспечения, которое позволит регистрировать в автоматическом режиме электронные исковые заявления и иные процессуальные обращения в суд, формировать типовые процессуальные документы на основе имеющейся информации, хранить и обрабатывать электронные процессуальные документы, формировать, хранить и передавать в вышестоящие суды электронные судебные дела, осуществлять ознакомление с ними сторон и иных лиц, имеющих на это право, в режиме онлайн.

Мы сейчас обладаем бесценными данными в виде электронных судебных постановлений. Эти данные в скором будущем станут интеллектуальной пищей для обучения нейросетей и искусственного интеллекта. Это наше будущее и необходимо грамотно этим интеллектуальным багажом в современных условиях распорядиться.  

Одной из важных задач также видится повышение уровня открытости и доступности правосудия для граждан. В связи с этим представляется необходимым адаптирование судебной системы для гражданина, не обладающего специальными знаниями, таким образом, чтобы процесс обращения за судебной защитой был простым для понимания. Нормативные акты являются одними из самых сложных юридических текстов, а судебные акты при этом еще сложнее для восприятия. В связи с этим необходимо предусматривать механизмы, позволяющие взаимодействовать с судебной системой на доступном для непрофессионала языке.

Хотелось бы отметить успешную практику Москвы, а именно внедрение нового сервиса «Интерактивный помощник», который позволяет гражданам самостоятельно в диалоговом режиме составить исковое заявление по наиболее востребованным, социально значимым жизненным ситуациям и направить его в электронном виде в суд. Дополнительно к этому сервис «Модуль определения подсудности» помогает определить подсудность иска, а сервис «Калькулятор пошлин» автоматически рассчитает государственную пошлину. Сервис «Интерактивный помощник» доступен на сайте Мосгорсуда. На наш взгляд, данная практика является позитивной, способствующей доступности правосудия, в дальнейшем видится необходимым распространить эту практику во всех субъектах РФ.

Также в Москве реализуется цифровая система взаимодействия с адвокатами, переводчиками и специалистами, привлекаемыми судами. Она позволяет в течение короткого времени найти адвоката по назначению для конкретного уголовного дела, вести учет его работы и формировать оплату. Подобная система была запущена и в Татарстане, на очереди еще 12 регионов.

Назрела острая потребность на базе Российского государственного университета правосудия организовать подготовку студентов по специальности «юрист-программист по обеспечению судебного процесса». Это позволит не отдавать на аутсорсинг решение задач, стоящих перед судебной системой в условиях цифровизации, и более эффективно организовать правосудие.

Тема цифровой трансформации и успешный опыт регионов подробно обсуждались в рамках семинара-совещания председателей Советов судей судов и субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов в городе Ставрополе в октябре текущего года. Подобная открытость судебной системы новым технологиям и постоянный поиск лучших решений способствует успешному реформированию и интеграции отечественного правосудия в современные реалии мира.

Расширение доступности правосудия, открытости и гласности ставит новые задачи как по обеспечению информационной безопасности, так и по развитию новых способов и форматов взаимодействия судебной власти с обществом и его институтами. Правосудие – это всегда зона конфликта. Восприятие правосудия и реальность сильно различаются, этим часто пользуются недобросовестные оппоненты.

Развитие информационной открытости судебной системы стало также одной из ключевых тем обсуждения в рамках прошедшего семинара-совещания.

Комиссия Совета судей РФ по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации ведет активную работу по выстраиванию единой информационной политики судебной системы, исследуя лучшие региональные практики взаимодействия судов с гражданским обществом и СМИ. За прошедший период члены комиссии приняли участие более чем в 20 мероприятиях, направленных на поддержание конструктивного диалога с институтами гражданского общества и средствами массовой информации, среди которых конференции, медиафорумы, круглые столы. Хорошей традицией стало участие представителей судебной системы в ежегодном форуме современной журналистики «Вся Россия».

Стоит отметить позитивную практику проведения Всероссийского конкурса пресс-служб судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который позволяет выявить лучшие проекты, отметить качественную работу пресс-служб судов и органов Судебного департамента, а также способствует обмену опытом и практиками между пресс-службами судов разных субъектов РФ.

За последнее десятилетие суды стали заметными акторами информационного пространства, повысилась и роль пресс-служб судов, от качества и доступности для понимания размещаемой ими информации зависят восприятие обществом судебной власти, доверие и уважение к институту отправления правосудия.

Совершенствованию организационной основы информационной работы судов способствует создание объединенных пресс-служб. В этом году создано семь новых объединенных пресс-служб судов, всего в настоящее время функционируют 53 объединения.

Качество и своевременность размещения правового контента судами в сети Интернет в первую очередь зависит от уровня подготовки сотрудников пресс-служб судов. Систематически ведется работа по обучению пресс-секретарей судов и управлений Судебного департамента. Курсы повышения квалификации, тематические вебинары, проведение Всероссийского онлайн-проекта «Судебный марафон» способствуют повышению эффективности коммуникационной политики судебной власти.

Для обеспечения должного уровня открытости судебной власти необходимо не просто создать сайты судов, но и наполнять их актуальной и полезной информацией. В текущем году утвержден Порядок организации работы по созданию аккаунтов, созданию и ведению официальных страниц в социальной сети федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, Судебного департамента и региональных управлений судебного департамента.

В настоящее время далеко не все сайты судов являются информативными и своевременно размещают информацию, а официальные страницы в социальных сетях некоторых судов созданы, но, по сути, являются пустыми. Отчасти это связано с тем, что полноценная работа по размещению информации о деятельности судов в Интернете почти невозможна в случаях, когда такие задачи ставятся секретарям и помощникам судей, которые загружены другой необходимой и важной работой.

Вопрос наполнения сайтов судов и страниц в соцсетях актуальной и востребованной информацией может помочь решить создание слаженного механизма координации внутри объединенной пресс-службы и контроля в том числе со стороны региональных советов судей.

Для формирования единой информационной политики судебной системы видится необходимым не только продолжение создания объединенных пресс-служб судов, но и создание единого федерального координационного контентного центра для аккумулирования значимой для правосудия информации с целью ее дальнейшего распространения по объединенным пресс-службам. Подобная организационная структура могла бы формировать общую информацию о нововведениях в сфере процессуального законодательства, новых технологиях в сфере доступа к правосудию, а также анализировать и выбирать интересную судебную практику, которая отражала бы работу судебной системы и повышала доверие к судебной власти.

Кроме того, подобный координационный центр мог бы оказывать консультативную помощь пресс-службам судов в целях минимизации рисков присутствия судов в социальных сетях, к которым относятся риск взлома аккаунта суда, риск утечки персональных данных подписчиков, риск несогласованного размещения коммерческой (контекстной) рекламы на странице суда и ряд других, создающих угрозу в формировании искаженного общественного мнения  и негативного имиджа судебной системы. Мы прекрасно понимаем, что с развитием искусственного интеллекта открываются новые возможности для манипуляции человеческим сознанием.

Вопрос безопасности размещения информации в Интернете относится не только к судам, но и непосредственно к самим судьям. Речь идет о возрастающей активности судей в социальных сетях. Любая информация, личные данные, размещенные в Интернете, становятся доступны для широкого круга лиц. Кроме того, для общества судья с его личной жизнью неразделим, следовательно, судьи лишены возможности действовать исключительно как граждане, они всегда остаются представителями судебной власти, в том числе и пребывая в отставке.

Комиссией Совета судей по этике были разработаны с учетом более 200 поступивших предложений рекомендации для судей при пользовании информационно-коммуникационными системами, включая Интернет, социальные сети. Рекомендации будут являться неотъемлемой частью и продолжением современного развития Кодекса судейской этики, будут ориентиром для назначаемых и действующих судей при определении допустимого поведения с целью предупреждения нарушения Кодекса судейской этики.

Положения рекомендаций не расширяют этических запретов, однако указывают судьям на необходимость осмотрительности, соблюдения баланса между реализацией своих гражданских прав и ограничений, налагаемых в силу статуса, знания особенностей функционирования сети Интернет.

Кодекс судейской этики действует уже более 10 лет, комиссия Совета судей по этике ежегодно рассматривает десятки обращений. За прошедший период текущего года поступило 40 обращений, по которым уже подготовлены 13 заключений, 25 ответов, а два обращения были отозваны. По многим вопросам накопилась качественная база заключений, в настоящее время считаем, что назрела необходимость подготовить соответствующий комментарий к Кодексу судейской этики.

Прошу комиссию Совета судей по этике сформировать рабочую группу с целью анализа принятых заключений, ключевые позиции которых войдут в комментарий. Его издание и опубликование в открытом доступе будет не только служить единообразию и единому понимаю правил, нашедших свое отражение в Кодексе, но и позволит создать более объемное представление о допустимом и недопустимом поведении судей.

Абсолютное большинство обращений, поступающих в Совет судей РФ, рассматриваются Дисциплинарной комиссией. В отчетном периоде в Дисциплинарную комиссию поступило 552 обращения, было рассмотрено 481 обращение, в 10 случаях доводы обращений подтвердились. По представлению Президиума Совета Судей РФ в этом году Высшей квалификационной коллегией судей РФ привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий и лишения 1-го квалификационного класса двое судей, предупреждение было вынесено двум судьям, на одного судью наложено взыскание в виде замечания. Также в отношении двух судей было принято решение о прекращении отставки.

Хочу обратить внимание на вопрос, который не раз становился предметом рассмотрения Дисциплинарной комиссии, а именно риски использования судьями финансовых инструментов. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Кодекса судейской этики судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и об источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и о материальных интересах членов своей семьи. В силу подпункта 51 статьи 3 Закона о статусе судей судья не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

При этом судьи допускают неосмотрительность в случае приобретения инвестиционных паев российских открытых паевых инвестиционных фондов. В связи с тем, что данные фонды не ограничены в инвестировании иностранных ценных бумаг, то и владельцы инвестиционных паев становятся в силу закона собственниками приобретенного фондом имущества (активов) на праве общей долевой собственности, то есть становятся владельцами и пользователями иностранных финансовых инструментов.

При выявлении подобной информации судья привлекается к дисциплинарной ответственности. В связи с этим судьям необходимо проявлять должную осмотрительность при инвестировании своих денежных средств в паевые инвестиционные фонды, самостоятельно соотносить эти действия с законодательством о ценных бумагах, с требованиями антикоррупционного законодательства, осознавать все возможные риски и принимать все меры по изучению источников формирования имущества фонда.

Вторая тема, которую хотелось бы затронуть, это случаи неназначения кандидата на должность судьи. Мы ежегодно анализируем обстоятельства, которые становятся препятствием при назначении кандидата на должность судьи. Одним из таких обстоятельств является представление недостоверной информации, и в этом ключе следует обратить внимание на то, что не только кандидаты несут ответственность за сокрытие или искажение информации.

К председателям судов и квалификационных коллегиям судей также возникают вопросы в случае, когда кандидат получает положительную характеристику, в которой не отражена информация о частных определениях и обоснованных жалобах в отношении этого кандидата, не предоставляются данные о наличии конфликта интересов, систематических нарушениях срока рассмотрения дел и так далее. Несомненно, выявление подобных фактов влечет снижение доверия общества к судебной власти, в связи с чем считаем необходимым учитывать вышеизложенное при подготовке и рассмотрении соответствующих документов квалификационными коллегиями судей.

В текущем году комиссиями Совета судей совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ была продолжена работа, направленная на повышение социальных и финансово-материальных гарантий судей и работников аппаратов судов.

Сохраняет свою актуальность вопрос обеспечения судей жильем, предоставления единовременной выплаты на приобретение и строительство жилья, который без поддержки Правительства РФ является трудноразрешимым.

Также на недостаточном уровне находятся вопросы медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей. Необходимо повышать финансирование медицинской помощи и лекарственных препаратов для действующих судей и судей в отставке и членов их семей в полном объеме, изменить критерии отбора страховых компаний, а также назрела необходимость расширения собственной ведомственной санаторно-курортной базы. Для разрешения данного вопроса создана расширенная рабочая группа, которой была запрошена и проанализирована информация из всех субъектов РФ о наличии подходящих санаторно-курортных комплексов.

Из анализа представленных сведений следует, что в 49 субъектах Российской Федерации неосуществимо создание и размещение ведомственных санаторно-курортных учреждений, в том числе в связи с климатическими условиями регионов или невозможностью решения вопроса об отнесении имеющихся учреждений к ведомственным, а в 14 регионах имеются объекты санаторно-курортного назначения, в большей степени отвечающие запрашиваемым параметрам. Работа в данном направлении будет продолжена.

Комиссией Совета судей РФ по связям с советами судей субъектов РФ в текущем году осуществлялся анализ положительного опыта региональных советов судей по взаимодействию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросу финансирования мировой юстиции. В настоящее время данная информация находится на рассмотрении у членов комиссии, которые готовят предложения по их дальнейшей реализации в рамках совершенствования законодательства о мировой юстиции. Также комиссией была продолжена работа по внедрению объединенных архивов судов, созданию тематических виртуальных электронных музеев истории развития суда и судебной системы, организации обучения секретарей советов судей судов, субъектов Российской Федерации, продолжена работа по сбору книг и печатных изданий, посвященных крупным юбилейным датам со дня образования судов субъектов Российской Федерации.

Ежегодно Совет судей рассматривает представления к награждению судей и работников судебной системы за высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей. С начала текущего года в Президиум Совета судей РФ поступили представления о награждении 406 человек, из них приняты положительные решения в отношении 397 кандидатов: 129 человек награждены почетным знаком «Ветеран судебной системы», 107 человек – Почетной грамотой Совета судей, 170 человек – наградными знаками «За служение правосудию». Кроме того, благодарностью Совета судей РФ награждены 205 судей и работников судебной системы.

Совет судей РФ активно участвует в совершенствовании правовой базы судебной системы. В настоящее время ведется работа над изменением законодательства в части совершенствования института отставки судей, порядка присвоения судьям квалификационных классов, повышения уровня оплаты труда судей и др.

Завершена работа над проектом Правил пребывания посетителей в судах, который предлагается Президиумом Совета судей РФ для утверждения на заседании сегодня.

Совет судей поддерживает и участвует в развитии предложенного Председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым системного и последовательного реформирования законодательства и правоприменения по направлению его гуманизации и развития социального правосудия. Это нашло отражение в законодательных инициативах Верховного Суда РФ, правовых позициях Пленума Верховного Суда РФ, обзорах судебной практики и решениях коллегий Верховного Суда РФ.

За последние 10 лет Верховным Судом РФ при непосредственном участии судейского сообщества разработано более 100 законодательных инициатив, направленных на совершенствование судебной системы и законодательства о развитии статуса судей, повышение эффективности правосудия, на сегодняшний день более половины из них были приняты Государственной Думой, получили статус законов и вступили в силу, по остальным законопроектам работа продолжается. Также Верховным Судом РФ поддержано 44 инициативы субъектов РФ по расширению мировой юстиции, созданию новых судебных участков мировых судей.

Ежегодно судебной системе приходится справляться с большой нагрузкой, только за прошедший период текущего года рассмотрено более 28 млн дел, что, несомненно, говорит о ее эффективности и об общественном доверии к суду как институту по разрешению споров

Мы открыты к обратной связи с обществом, понимаем, что судебная система развивается и требует постоянных изменений, отвечающих новым вызовам времени. Мы с готовностью обсуждаем проблемы реформирования судебной системы и законодательства, как этого требуют Закон О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекс судейской этики на самых разнообразных экспертных площадках − от научного сообщества до журналистского, − и не прячемся от острых дискуссий по обсуждаемым проблемам.

Подводя итог, можно обозначить несколько актуальных на современном этапе основных направлений и принципов развития судебной системы, а именно: принцип прозрачности судебной системы, который расширяется с помощью новых технологий, принцип экономии ресурсов, к которому относятся не только оптимизация судебных процедур и сокращение сроков рассмотрения, но и снижение издержек лиц, участвующих в деле, а также доступность правосудия в широком ее понимании от адаптации языка правосудия для граждан до упрощения с помощью новых сервисов способов взаимодействия с судом.  

Работа Совета судей РФ в данных направлениях будет продолжена.

Спасибо за внимание!

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Саратовской области

Вход

Забыли пароль?