Уважаемые делегаты и гости съезда!
Х Всероссийский съезд судей проходит в сложнейший период истории нашего государства в условиях защиты государственного суверенитета и обеспечения национальной безопасности. Сегодня как никогда общество заинтересовано в стабильности судебной власти, ее независимости в защите законных прав и интересов граждан и организаций, улучшении делового климата, обеспечивающего поступательное экономическое развитие страны. Из-за пандемии мы вынуждены были дважды переносить съезд, поэтому наша встреча сегодня - это встреча спустя шесть лет.
Стоит отметить, что за прошедшие годы государством и обществом были приняты действенные меры по укреплению судебной власти, повышению эффективности ее деятельности и открытости.
Подводя итоги работы Совета судей РФ и его Президиума за прошедшие 6 лет, следует подчеркнуть, что по сложившейся традиции она проводилась в тесном взаимодействии с Верховным Судом РФ, при личном участии и поддержке Председателя Верховного Суда РФ Лебедева В.М., Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, другими органами судейского сообщества. Приоритетными были задачи, определенные постановлением IX Всероссийского съезда судей РФ, стратегической линией Верховного Суда РФ по формированию социально ориентированного правосудия, направленные на реформирование судебной системы, развитие норм материального и процессуального права, совершенствование правового статуса судей, обеспечение жилищных гарантий судей, совершенствование Кодекса судейской этики, и другие. Так, во исполнение вышеуказанного постановления Всероссийского съезда судей РФ были разработаны проекты законов, предусматривающие крупнейшую в истории российского правосудия структурную реформу судов общей юрисдикции. В результате в России были созданы на основе экстерриториального принципа кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции. Их создание было обусловлено необходимостью обеспечения беспристрастности, независимости судей при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. Результаты работы вновь созданных судов подтверждают важность избранного направления судебной реформы.
Роль советов судей Российской Федерации как публичной юридической корпорации неуклонно повышается и в свете текущих событий, вынуждающих нас работать в новых, крайне сложных и напряженных в социальном плане условиях.
Совет судей РФ, региональные советы судей являются интегративными инструментами судейского сообщества, так как объединяют в себе судей всех элементов судебной системы в России (мировую юстицию, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ). Такая интегративная роль является важной для формирования единства в работе, приверженности единым целям и направлениям в деятельности и развитии судебной системы и судебной власти в целом.
В связи с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции завершился процесс создания советов судей в этих судебных инстанциях с последующим включением в структуру органов судейского сообщества. Во всех окружных и апелляционных арбитражных судах также созданы советы судей. Это было необходимо в соответствии с изменившимся законодательством, связанным с дисциплинарной ответственностью судей. Все судейское сообщество за прошедший период успешно справлялось с задачами и вызовами, активно участвовало в проводимой Верховным Судом судебной реформе, а в моменты кризиса (особенно в период распространения коронавирусной инфекции) становилось еще более сплоченным и единым в своей работе.
Советом судей РФ предпринимались многочисленные шаги по активизации работы с региональными советами судей, их методической и организационной поддержке.
Так, Советом судей РФ при непосредственном участии комиссии Совета судей РФ по связям с советами судей субъектов РФ были проведены семинары-совещания советов судей субъектов Российской Федерации, на которых председатели всех комиссий Совета судей обсудили приоритетные направления работы органов судейского сообщества. Изучен опыт взаимодействия советов судей субъектов Российской Федерации с региональными органами исполнительной власти по вопросам организационно-финансового обеспечения мировой юстиции. Результаты обобщения направлены в органы государственной власти субъектов РФ для учета в работе. Подготовлена Типовая инструкция по делопроизводству в советах судей субъектов РФ, а также Методические рекомендации по организации работы советов судей субъектов РФ, которые позволили унифицировать организацию работы и ввести единый порядок документооборота, в том числе электронного. Осуществлялся постоянный мониторинг интернет-сайтов региональных советов судей, давались методические рекомендации по их наполнению.
На особый контроль Финансовой комиссии Совета судей РФ были взяты вопросы финансового и материально-технического обеспечения вновь созданных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
За отчетный период состоялось 14 пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации и 38 заседаний Президиума Совета судей Российской Федерации, на которых рассматривались вопросы совершенствования законодательства в области судоустройства и судопроизводства, укрепления гарантий независимости судей, организационного и финансового обеспечения деятельности судов, реализации мероприятий по противодействию коррупции, технологической модернизации судов и судебных участков мировых судей, внедрения электронного правосудия, информационной политики судебной системы, материального и социального обеспечения работников аппаратов судов, охраны судов, обеспечения безопасности судей и членов их семей, подготовки районных и гарнизонных военных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей и многие другие.
Совет судей РФ уделяет внимание улучшению нормативно-правовой базы, обеспечивающей работу судебной системы и органов судейского сообщества. Комиссией по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства ведется системная работа по изменению законодательства в сфере судоустройства, обсуждаются и предлагаются законодательные инициативы, направленные на совершенствование законодательства и правоприменения.
За прошедший период при непосредственном участии Совета судей РФ был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование норм представительства в органах судейского сообщества, установление срока приведения впервые назначенного на должность судьи к присяге, совершенствование медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей, обеспечение мантиями и служебным обмундированием судей и работников аппаратов федеральных судов, и другие.
Отдельное внимание Совет судей РФ уделил выравниванию правового статуса мировых судей, в результате были приняты федеральные законы о порядке замещения отсутствующего мирового судьи, а также в части назначения (избрания) мирового судьи на должность без ограничения срока полномочий, что позволило унифицировать правовой статус мировых и федеральных судей, укрепить конституционный принцип независимости правосудия.
Не менее важным для обеспечения гарантий самостоятельности мировых судей стал федеральный закон, направленный на совершенствование правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей, который усилил влияние органов судейского сообщества в лице советов судей РФ в части вопроса финансирования мировой юстиции, существенно повысил гарантии недопустимости уменьшения объема такого финансирования, выделенного на обеспечение деятельности мировых судей.
К настоящему времени институт мировой юстиции полностью сформирован и успешно функционирует, однако в организации работы мировых судей сохраняются некоторые проблемы, требующие решения для дальнейшего развития этого института.
Органы судейского сообщества уже обращали внимание на то, что в основе многих проблем мировых судей лежит вопрос финансирования их деятельности. В соответствии с действующим законодательством финансирование оплаты труда мировых судей осуществляется через федеральное финансирование Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, а материально-техническое обеспечение и оплата труда работников аппарата мировых судей осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующего субъекта Российской Федерации.
Зависимость отправления правосудия мировыми судьями от решений и экономики конкретного региона противоречит статусу судебной власти и может негативно сказываться на реализации гражданами права на судебную защиту своих интересов. Финансирование деятельности по отправлению правосудия должно обеспечиваться в полном объеме независимо от экономической ситуации, в связи с этим давно назрела необходимость разработки и закрепления на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы работников аппарата мировых судей, материально-технического обеспечения мировых судей.
В продолжение темы о совершенствовании законодательства, касающегося правосудия, отмечу, что Совет судей в пределах своей компетенции принимает активное участие в разработке и обсуждении целого ряда законопроектов, направленных на совершенствование отправления правосудия.
Так, подготовлены и направлены в Верховный Суд РФ для возможной реализации в порядке законодательной инициативы проекты федеральных законов, направленные на решение следующих вопросов:
- о повышении денежного содержания судей;
- о совершенствовании порядка присвоения квалификационных классов;
- о пенсионном обеспечении судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, ушедших в отставку до принятия Закона о статусе судей;
- о совершенствовании медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, и членов их семей;
- об установлении срока прекращения отставки судьи, о распространении срока давности, установленного для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на случаи прекращения отставки судьи при несоблюдении запретов и ограничений, предусмотренных положениями Закона РФ о статусе судей;
- о совершенствовании процедуры прекращения отставки судьи и досрочного прекращения полномочий председателя суда и заместителя председателя суда.
На рассмотрении в Государственной Думе находятся разработанные при непосредственном участии судейского сообщества законопроекты о государственной судебной службе Российской Федерации, совершенствовании деятельности администраторов судов, совершенствовании правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей и другие. Некоторые законопроекты уже приняты в первом чтении и после доработки и окончательного принятия дополнят правовую базу по оптимизации работы аппарата суда.
Эффективность и качество работы судебной системы во многом зависят непосредственно от лиц, отправляющих правосудие, в связи с чем совершенствование правового статуса судей и их гарантий является одним из ключевых направлений деятельности Совета судей РФ.
Итогом судебной реформы явилось принятие целого ряда важных мер, которые позволили повысить стандарты независимости судей. В их числе – перераспределение полномочий от председателей судов к органам судейского сообщества.
Данные изменения вступили в силу в 2019 г. Усилилась роль органов судейского сообщества в вопросах инициирования дисциплинарного производства, а также введен новый вид дисциплинарного взыскания - понижение судьи в квалификационном классе.
Таким образом, органы судейского сообщества участвуют в вопросах формирования судейского корпуса, проверки квалификации судей, привлечения их к ответственности. Такое «смещение акцентов» приводит к повышению самоуправляемости судейской корпорации, а значит – к укреплению независимости судей.
Расширение компетенции органов судейского сообщества свидетельствует о высоком уровне развития правопорядка и правовой культуры, ведь иерархическая организация судебной власти не должна подрывать независимость отдельного судьи.
Органам судейского сообщества от председателей судов передан весьма широкий круг полномочий. Очевидно, что процедура принятия решений органом судейского сообщества в гораздо большей степени соответствует современным стандартам и ожиданиям гражданского общества, чем принятие решений председателем суда.
Наиболее важным представляется то, что орган судейского сообщества по отношению к судье не выступает как руководитель – между ними отсутствуют отношения служебной зависимости. Расширение полномочий советов судей служит цели укрепления самоуправляемости судейского сообщества, что повышает стандарты независимости судей.
Нельзя не отметить, что у судейского сообщества вызывает обеспокоенность уровень обеспечения финансово-материальных гарантий судей. Приходится констатировать тенденцию на снижение гарантий, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны Совета судей РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
С 1 января 2019 г. изменен порядок обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, жилыми помещениями путем предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность. Однако если ранее судья обеспечивался жильем с момента назначения на должность в течение 6 месяцев, в том числе если прибыл из другой местности и ранее за счет государства жильем не обеспечивался, то в соответствии с действующим законодательством он может встать в очередь на получение субсидии при приобретении стажа работы непосредственно в должности судьи 10 лет, при этом время ожидания в очереди неограниченно. В итоге судьи не могут годами реализовать свое законное право, а гарантия становится практически декларативной.
Объем бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемый на предоставление судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, на предоставление гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, не обеспечивает в полном объеме социальные гарантии, установленные действующим законодательством. Отсутствие бюджетных ассигнований на приобретение жилого помещения с последующим отнесением его к специализированному жилищному фонду не позволяет обеспечить судей служебными жилыми помещениями по месту нахождения суда.
В целях надлежащего обеспечения материальных и социальных гарантий судей федеральных судов, мировых судей, а также федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов неоднократно направлялись обращения в Правительство Российской Федерации по вопросу ежегодного выделения Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели, однако поддержаны не были.
Особенно остро вопрос о недостаточности ассигнований, выделяемых на финансирование санаторно-курортного лечения, затрагивает интересы судей, пребывающих в отставке.
В части совершенствования оплаты труда судей продолжается работа по реформированию порядка присвоения квалификационных классов.
Напомню, что еще в 2013 г. был разработан и направлен в Государственную Думу РФ законопроект, предусматривающий для случаев назначения судьи в нижестоящий суд сохранение за ним более высокого квалификационного класса, чем предельный, полагающийся ему по новой должности. К сожалению, в связи с неоднократно возникающей необходимостью доработки данного законопроекта его рассмотрение откладывалось и переносилось на более поздние сроки. В настоящее время высказанные в отношении законопроекта замечания учтены, и мы надеемся на его скорейшее принятие и вступление в силу.
В первом чтении Государственной Думой принят законопроект, предусматривающий возможность присвоения судье квалификационного класса выше предусмотренного уровнем суда, в котором он осуществляет правосудие. При этом принимаются во внимание качество работы судьи, безупречность его репутации, отсутствие дисциплинарных взысканий, а также особые заслуги перед судебной системой.
Осталась по-прежнему нерешенной проблема пенсионного обеспечения судей, ушедших в отставку без права на ежемесячное пожизненное содержание. Таким судьям не гарантируется пенсионное обеспечение, соотносимое с денежным содержанием по должности судьи.
Отмечу, что разработан проект федерального закона «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи», подготовленный Советом судей РФ в порядке выполнения постановления
IX Всероссийского съезда судей и направленный в Верховный Суд РФ для возможной реализации в порядке законодательной инициативы.
Важным направлением деятельности Совета судей РФ стала также работа по вопросам регламентации правил поведения в зданиях судов. Члены судейского сообщества высказывали опасения по поводу того, что отсутствие установленных правил поведения в здании суда порождает определенную вседозволенность со стороны участников процесса, особое внимание при этом уделялось поведению судебных представителей и адвокатов, которые во многом помогают обществу формировать мнение о судебной системе.
В связи с этим Совет судей РФ разработал Типовые правила пребывания посетителей в судах. Данный документ впоследствии был направлен в соответствии с компетенцией в Министерство юстиции РФ для его утверждения и дальнейшей реализации.
Правовой статус судьи определяется не только юридическими, но и нравственными и этическими элементами, что говорит о его сложном и многоэлементном содержании.
Особую роль в регуляторном процессе играют заключения комиссии Совета судей РФ по этике. В своей работе комиссия не только дает ответы индивидуального характера на вопросы судей, но и формирует единые подходы к допустимому и недопустимому поведению судьи, способствует укреплению правового положения и статуса судей. Мы знаем, что принцип независимости является одним из ключевых для обеспечения качественного правосудия.
И несмотря на большое количество установленных законом гарантий и правил, судья не всегда имеет ту степень защиты, которая требуется для обеспечения такой независимости.
Советы судей через свои комиссии по этике должны иметь выверенную позицию в вопросах, напрямую относящихся к деятельности судей. Судья должен знать рамки, которые для него установлены, они не должны быть размытыми, и внутри них он должен быть спокоен и свободно действовать. Закон и совесть − вот что должно руководить судьей в первую очередь, а не дамоклов меч, ставящий вопросы этики и допустимого поведения в режим неопределенности.
В период с 2017 г. в комиссию Совета судей РФ по этике поступило и рассмотрено по существу более 180 запросов и обращений судей, граждан и различных организаций, касающихся вопросов судейской этики.
По результатам рассмотрения запросов и обращений принято 77 рекомендательных заключений, таких как: заключения по вопросам, связанным с конфликтом интересов; заключения о поступлении судей в отставке на государственную и муниципальную службу; о занятии научной и педагогической деятельностью; об общественной деятельности судьи; заключения, затрагивающие вопросы работы пребывающего в отставке судьи по трудовому договору, а также по иным вопросам.
В отличие от мотивированных ответов индивидуального характера заключения комиссии в первую очередь направлены на формирование единых подходов в судейском сообществе к установлению допустимого и недопустимого поведения судей. С учетом особой роли таких заключений в реализации регуляторной функции Совета судей РФ обеспечена их общедоступность: практически все принимаемые комиссией по этике заключения с 2018 г. оперативно размещаются на официальном сайте Совета судей Российской Федерации.
Век информационных технологий и открытости создает новые возможности для обмена информацией, выражения мнения, взаимодействия судебной власти с гражданским обществом. Глобальная сеть «Интернет» позволяет использовать массу различных инструментов, практически не ограничивая пользователей правилами. Судьям требуется соблюдать правила и ограничения, установленные для них в связи с их особым статусом, в том числе в цифровом публичном пространстве. В настоящее время комиссия Совета судей по этике рассматривает предложение по разработке рекомендаций и этических стандартов поведения судьи в социальных сетях.
Как я уже отмечал, мы не против использования судьями социальных сетей. Наоборот, чем более открыто судейское сообщество и чем более доступен диалог с ним, тем лучше. Но при всем этом судьи, да и кандидаты в судьи должны понимать свою ответственность и последствия такого присутствия.
Непрерывно осуществляется деятельность по рассмотрению обращений, поступающих в Совет судей РФ.
В дисциплинарную комиссию Совета судей РФ поступило для рассмотрения 3614 жалоб и обращений.
Анализ содержания жалоб (обращений) показывает, что из общего количества поступивших обращений более половины не отнесены к компетенции комиссии, а доводы абсолютного большинства жалоб не нашли своего подтверждения. В основном жалобы сводятся к несогласию с принятыми судебными постановлениями.
В целях надлежащего и всестороннего рассмотрения жалоб и обращений проведено 1060 предварительных проверок с направлением запросов о предоставлении документов и пояснений, включая выездные проверки на места. По решению Президиума Совета судей РФ материалы в отношении 11 судей, в действиях которых были обнаружены признаки дисциплинарного проступка, были направлены в Высшую квалификационную коллегию судей РФ для решения вопроса о привлечении их к ответственности.
Деятельность дисциплинарной комиссии Совета судей РФ необходимо рассматривать более широко. Кроме рассмотрения жалоб и обращений комиссия формирует важную практику, благодаря которой требования к поведению судей приобретают более осязаемую и конкретную форму.
Это творческая составляющая нашей работы и в отличие от привычных и рутинных обязанностей требует от нас повышенного внимания и ответственности. Формальный и отстраненный подход здесь неуместен.
Одной из острых проблем судебной системы для обеспечения качества ее работы было и остается формирование профессионального и стабильного аппарата суда.
Вызывает обеспокоенность низкий фонд оплаты труда работников аппарата суда, что приводит к непрерывной текучести кадров. К сожалению, наш законопроект «О государственной судебной службе Российской Федерации», предусматривающий комплексное решение вышеназванных проблем, на сегодняшний момент так и не принят Государственной Думой Российской Федерации.
Но мы продолжаем работу по реализации этого законопроекта и убеждены в том, что мотивацией в выборе профессии помощника судьи или другого представителя аппарата суда должен выступать не только интерес непосредственно к самой профессии, но и финансовая привлекательность и стабильное будущее.
В порядке выполнения постановления IX Всероссийского съезда судей в соответствии с государственным контрактом осуществлена разработка научно обоснованных норм нагрузки судей и работников аппаратов судов.
Всероссийским съездом судей и Советом судей Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость повышения уровня кадрового обеспечения судов исходя из того, что штат судей должен определяться на основе научно обоснованных норм судебной нагрузки, каждый судья должен быть обеспечен помощником, а судья первой и апелляционной инстанций – и секретарем судебного заседания.
Между тем комплектование вновь созданных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции осуществлялось без учета этих требований за счет сокращения численности судей и работников аппаратов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.
Несмотря на неоднократные обращения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по вопросу дальнейшего увеличения штатной численности федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов в Министерство финансов Российской Федерации, установленная Федеральным законом от
6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» штатная численность судов осталась неизменной.
В целях повышения эффективности защиты прав граждан и организаций, улучшения качества правосудия, оптимизации судебной нагрузки и сроков рассмотрения дел требуется совершенствование судебной системы в части процессуального законодательства, а именно: ограничение применения договорной подсудности, расширение применения досудебного, внесудебного порядка разрешения конфликтов, развитие примирительных процедур, оптимизация целого ряда процессуальных действий, расширение количества дел, рассматриваемых в
порядке приказного и упрощенного производства,
внедрение технологий искусственного интеллекта, дифференцированный подход в определении
государственной пошлины при обращении в суд.
Большая часть предложений по совершенствованию судопроизводства получила поддержку Пленума Верховного Суда РФ и находится на обсуждении в Государственной Думе РФ. Другая часть дорабатывается и в ближайшее время будет направлена в Верховный Суд РФ для последующего обсуждения в качестве законодательной инициативы.
Советом судей РФ ведется работа по реализации мероприятий по противодействию коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями полномочий.
Так, за последние шесть лет Советом судей РФ принимались меры по исполнению национальных планов противодействия коррупции, утвержденных указами Президента РФ (на 2016, 2017, 2018-2020, 2021-2024 гг.), в соответствии с которыми Совет судей проанализировал практику проверок соблюдения судьями и претендентами на судейские должности требований законодательства о противодействии коррупции и разработал предложения по совершенствованию таких проверок.
Также рассматривались обращения и жалобы граждан и организаций, содержащие информацию о нарушениях антикоррупционного законодательства. С 1 января 2017 г. рассмотрено 461 обращение, которые стали предметом тщательного рассмотрения в комиссии Совета судей РФ.
В условиях информационной открытости судов особую актуальность приобретает вопрос о взаимодействии судейского сообщества со средствами массовой информации.
Судейское сообщество не могут не беспокоить факты «скандализации» правосудия, когда недобросовестные лица и средства массовой информации, пользуясь, прежде всего, доступностью интернета, манипулируют общественным мнением с целью оказания давления на суд в своих корыстных интересах.
Для поддержания диалога с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ уделяют значительное внимание участию в различного рода мероприятиях, конференциях, форумах, проводимых на дискуссионных площадках Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, ведущих юридических вузов. Активно идет взаимодействие с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченным по правам человека в РФ.
Представители Совета судей РФ участвуют в заседаниях интеллектуального клуба имени Д.Н. Замятнина, учрежденного Верховным Судом РФ, ежегодных журналистских форумах «Вся Россия», в мероприятиях, организуемых журналом судейского сообщества «Судья». Такой формат общения судебной власти с гражданским обществом и средствами массовой информации позволяет довести до широкой общественности объективные и достоверные данные о работе судов, итоги рассмотрения конкретных дел, разъяснять смысл и содержание мер по реформированию судебной системы.
В результате выполнения масштабной работы, возложенной на комиссию Совета судей РФ по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации, во взаимодействии с другими комиссиями, судами субъектов, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, представителями журналистского сообщества подготовлен проект новой редакции Концепции информационной политики судебной системы на 2020-2030 годы, которая одобрена Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г.
Концепция является выражением официальных взглядов судейского сообщества России на цели, задачи, принципы и основные направления работы в информационной сфере.
Осуществление мероприятий информационной политики судебной системы позволит выйти на новый уровень развития информационной среды, внедрить современные информационные и коммуникационные технологии в процесс судопроизводства, трансформировать способы распространения информации, улучшить техническое оснащение судов, функционирование сайтов судов и государственных автоматизированных систем.
Пандемия привела к появлению новых форм организации судебной деятельности и судебного процесса, к новым способам социального взаимодействия, изменив общепринятые представления об организации судебного процесса и подготовки к нему. Это коснулось и организации работы Совета судей РФ. Именно поэтому большинство заседаний Президиума Совета судей, Оргкомитета по подготовке X Всероссийского съезда судей и пленарных заседаний Совета судей в 2020-2022 г. проводились в режиме веб-конференции.
В связи с этим отмечается необходимость дальнейшего развития электронного правосудия как одной из приоритетных задач, стоящих перед судебной системой.
Электронное правосудие основано на
использовании современных информационно-коммуникационных технологий и прежде всего направлено на обеспечение гласности, открытости и доступности судопроизводства с целью предоставления участникам судебного процесса возможности осуществлять процессуальные действия в электронной форме.
В период с 2017 г. по настоящее время комиссией Совета судей РФ по информатизации и автоматизации работы судов совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и с «Информационно-аналитическим центром поддержки ГАС «Правосудие» проведена последовательная работа, направленная на информатизацию судов всех уровней. Сделаны значительные шаги по внедрению в работу судов цифровых технологий и электронных сервисов.
С 1 января 2017 г. активно идет внедрение технологий искусственного интеллекта в организационную деятельность суда, законодательно закреплена возможность направления суду любых документов в электронной форме, а также возможность составления судебного акта в форме электронного документа. Сегодня все суды обеспечены необходимыми программными средствами для реализации этих возможностей.
В системе ГАС «Правосудие» создан сервис «Электронное правосудие», предназначенный для направления сторонами в суд и получения из суда в электронном виде подписанных электронной цифровой подписью судьи документов. За 5 лет работы сервиса создано около 2 млн. личных кабинетов, через которые в федеральные суды общей юрисдикции подано более 10 млн. обращений.
В целях развития онлайн-сервисов судебной системы в рамках ГАС «Правосудие» создается суперсервис «Правосудие онлайн». Создание данного суперсервиса позволит перевести электронное правосудие на качественно новый уровень, в том числе путем внедрения систем дистанционной подачи и получения судебных документов, а также дистанционного участия в судебном процессе. Запуск суперсервиса «Правосудие онлайн» запланирован на 2024 г. Широкое внедрение цифровизации влечет необходимость выработки допустимых рамок использования цифровых технологий с тем, чтобы их применение не создавало препятствий в доступе к правосудию, а также гарантировало безопасность информации и прозрачность судебной системы.
26 апреля 2022 г. создано и зарегистрировано Роскомнадзором единое для всей судебной системы России сетевое издание (мультимедийный ресурс) под наименованием «Правосудие.рф». Данный ресурс не только направлен на полноценное освещение деятельности судебной власти, но и призван выполнять просветительскую функцию, разъясняющую гражданам особенности взаимодействия с судами, возможности по защите своих прав, в том числе в порядке досудебного урегулирования споров или в рамках примирительных процедур.
Совет судей РФ уделял большое значение организации мероприятий, объединяющих представителей судейской корпорации.
Проводились спортивные мероприятия, направленные на развитие спорта, пропаганду здорового образа жизни, культурного проведения досуга. Одним из самых масштабных спортивных мероприятий на уровне страны стало проведение I Командного чемпионата среди судов Российской Федерации по шахматам по инициативе Совета судей Республики Татарстан и Управления Судебного департамента в Республике Татарстан при поддержке Совета судей РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Российского объединения судей. Данное мероприятие проведено в 2018 г. в городе Казани, участие в котором приняли более 150 человек из 51 региона страны. Не менее масштабными и интересными являются спортивные мероприятия, которые организуются между судейскими сообществами разных регионов.
За шестилетний период советами судей судов, субъектов Российской Федерации проведено большое количество культурных и творческих мероприятий.
Особое внимание уделялось работе региональных советов судей по подготовке к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В целях сохранения исторической памяти некоторыми советами судей сняты видеофильмы, посвященные одному из самых важных праздников нашей страны, изданы Книги Памяти, организованы встречи с ветеранами судебной системы.
Приятно отметить, что ветераны судебной системы участвуют в жизни органов судейского сообщества по просветительской деятельности: проводят встречи со школьниками, а также знакомят их с историей судебной системы.
Немаловажным в работе советов судей судов субъектов Российской Федерации является направление по правовому просвещению. Некоторыми советами судей организуется программа, которая предусматривает ежегодные занятия, посвященные введению в профессию, на которых перед учащимися школ и студентами вузов региона выступают судьи, помощники судей, освещая особенности профессии судьи и государственной гражданской службы в судебной системе.
Представляется важным сохранение преемственности поколений судей не только в части наработанного позитивного опыта, но и в отношении самой атмосферы правосудия, духа законности и справедливости. В этой связи создание музеев истории суда способствует консолидации разных поколений судейского сообщества, а кроме того, расширяет представление гражданского общества о месте и роли органов правосудия в его правовой жизни. Совет судей РФ совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ приступил к разработке проекта по созданию в судах виртуальных (электронных) музеев истории развития суда и судебной системы регионов. Каждый желающий сможет в режиме онлайн получить доступ к полной информации по истории становления судебной системы Российской Федерации. Нами рассматривается возможность создания ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где будут располагаться сведения, посвященные тематическим музеям истории органов судебной власти России всех уровней и юрисдикций, начиная с музея истории Верховного Суда, Совета судей РФ и заканчивая музеями истории судов и органов судейского сообщества.
Совет судей РФ не оставляет без внимания вопросы о поощрении за высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей. Мы внимательно рассматриваем характеристики и с удовольствием поощряем всех тех, кто своей качественной работой и ответственным отношением к делу формируют положительный имидж судебной власти.
За период с 2017 г. по 28 ноября 2022 г. в Совет судей РФ поступили представления о награждении на 3762 человека, из них приняты положительные решения в отношении 2779 кандидатов: награждены почетным знаком «Ветеран судебной системы» 954 человека, Почетной грамотой Совета судей РФ 846 человек, наградными знаками «За служение правосудию» 979 человек. Благодарностью Совета судей РФ награждены 885 судей и работников судебной системы.
В этом году судебная система отмечает важную юбилейную дату – 100-летие Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд подает хороший пример в преемственности и сохранении опыта, культуры и традиций судебной системы нашей страны.
Совет судей РФ отметил 30 годовщину с момента его создания. За тридцатилетнюю историю Совет судей РФ занял центральную для судейского сообщества объединяющую и координирующую позицию, активно участвуя в реформах судебной системы, совершенствования законодательства, отстаивая и учитывая гарантии независимости судебной власти.
Уважаемые коллеги!
К сожалению, в отмеченном докладе, учитывая регламент работы, невозможно осветить все вопросы, которые были в поле зрения Совета судей РФ и его Президиума. Отдельные из них вы услышите в выступлениях членов Совета судей РФ и делегатов Съезда, многие из них найдете в проекте постановления съезда, в тех сборниках, которые Вам розданы в электронном виде. Констатирую, что совместными усилиями сделано много, но многое еще предстоит сделать. Надеюсь на Ваше активное обсуждение и внесение предложений по дальнейшему развитию институтов судебной власти и законодательства, обеспечивающего их функционирование в интересах гражданского общества.
Всех членов действующего Совета судей, работников аппарата Совета судей РФ благодарю за эффективную и слаженную работу.
Спасибо за внимание!