КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЭТИКЕ
Заключение
от 24 мая 2023 г. № С/КЭ-2
О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие", при недостижении возраста 55 лет и наличии стажа работы в должности судьи менее 20 лет
В комиссию Совета судей Российской Федерации по этике (далее -комиссия по этике, комиссия) обратился судья в отставке за получением разъяснений о праве занимать должность директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".
В своем обращении судья, пребывающий в отставке, ставит вопрос о возможности замещения им должности директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие", без угрозы для правового статуса судьи в отставке и права различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14, статья 20).
Условия и виды оплачиваемой деятельности, которой может заниматься судья, пребывающий в отставке, устанавливает пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей). Абзацем первым этого пункта определены общие условия осуществления судьей в отставке оплачиваемой деятельности (возраст; стаж работы в должности судьи), исчерпывающе названы виды органов и организаций, в которых может работать судья в отставке, и отдельные должности, которые судья в отставке может замещать. В частности, судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
Таким образом, условиями, при которых судье, пребывающему в отставке, разрешено заниматься оплачиваемой деятельностью, являются наличие 20-летнего стажа работы в должности судьи в календарном исчислении либо достижение судьей 55-летнего возраста для мужчин, а также осуществление деятельности в определенных видах организаций либо учреждений (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда российской Федерации от 26.04.2022 № АПЛ22-110).
При этом норма абзаца 1 пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей не допускает расширительного толкования видов органов, учреждений, объединений, работа в которых совместима с публично-правовым статусом судьи.
Согласно разъяснению Президиума Совета судей Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. "О толковании пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Разъяснение) в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей под стажем работы в должности судьи имеется в виду исключительно период осуществления судейской профессиональной деятельности, а не совокупный стаж, рассчитываемый по правилам статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", положения которой подлежат применению только при исчислении стажа работы, дающего право на ежемесячное пожизненное содержание и на дополнительные льготы.
Верховный Суд Российской Федерации, проверяя законность данного Разъяснения, в решении от 10.06.2016 № АКПИ16-384 об отказе в удовлетворении требования административного истца о признании Разъяснения недействующим указал следующее.
Содержащиеся в оспариваемом Разъяснении положения о том, что в пункте 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" имеется в виду чисто судейский стаж 20 лет, соответствуют содержанию и смыслу разъясняемых положений пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Оспариваемое Разъяснение не выходит за рамки адекватного истолкования положений пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и не влечет изменение правового регулирования, установленного федеральным законодателем в отношении запретов и ограничений, вытекающих из статуса судьи, в связи с чем не может рассматриваться как ограничение прав судей в отставке.
Как следует из представленной с обращением выписки из протокола заседания комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям соответствующего суда стаж работы в должности судьи пребывающего в отставке судьи составляет 17 лет 3 месяца 21 день. Возраст судьи в отставке на момент обращения составляет 53 года.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 этой же статьи, т.е. не действует общий запрет для судей замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.
Аналогичного исключения для замещения судьей в отставке независимо от возраста и судейского стажа должности в учреждении закон не предусматривает, напротив, устанавливая специальные требования к замещению судьей должности в учреждении.
Согласно пункту 1.2. Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12.07.2018 № 113 (далее - Устав), учреждение является некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Данное учреждение обладает статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным официальным наименованием, печати, штампы, бланки, необходимые для осуществления своей деятельности (пункт 1.6. Устава); от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7. Устава).
Таким образом, замещение соответствующей должности в Федеральном государственном бюджетном учреждении Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" судьей, пребывающим в отставке, подпадает под регулирование абзаца первого пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей).
На основании изложенного следует считать, что судья в отставке, имея стаж работы в должности судьи менее 20 лет и не достигший возраста 55 лет, не может замещать должность директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".
Замещение судьей, пребывающим в отставке, имеющим стаж работы в должности судьи менее 20 лет, такой должности допускается Законом о статусе судей по достижению им возраста 55 лет.