ИНФОРМАЦИЯ
о применении в субъектах Российской Федерации изменений в законодательство в части организационного обеспечения деятельности мировых судей
В связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. № 76-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее – Закон о мировых судьях), Федеральный закон
от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Комиссией Совета судей Российской Федерации по связям с советами судей субъектов Российской Федерации (далее – комиссия) проанализировано практическое применение в регионах данных изменений.
Учитывая, что порядок деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации, во всех регионах в нормативно-правовые акты о мировых судьях внесены соответствующие изменения, касающиеся руководства аппаратом мирового судьи, взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта при разработке проекта бюджета региона в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей.
Статья 9 Закона о мировых судьях дополнена пунктом 4 следующего содержания:
«4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.».
Из ответов советов судей следует, что в регионах согласование мировыми судьями вышеназванных действий осуществляется различными способами:
путем визирования мировым судьей соответствующего документа, например, заявления о перемещении, заявления о назначении на должность по срочному служебному контракту, заявления на отпуск;
путем письменного представления, например, представления о поощрении; о проведении служебной проверки в отношении работника аппарата;
путем утверждения документа, например, предварительного графика отпусков работников аппарата соответствующего судебного участка.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона о мировых судьях совет судей региона взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта при разработке проекта бюджета в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей.
В ходе проведенного анализа установлено, что во всех регионах налажена работа по взаимодействию советов судей с исполнительными органами власти субъектов по вопросам организационного обеспечения деятельности мировой юстиции. Отмечаются положительные результаты данного взаимодействия, решаются многие вопросы, касающиеся организационного обеспечения деятельности мировой юстиции.
Взаимодействие в данном направлении реализуется путем рассмотрения на заседаниях советов судей представляемых органом исполнительной власти субъекта, уполномоченным обеспечивать деятельность мировых судей, расчетов и согласования планируемых объемов расходов на следующий год.
Региональными советами судей утверждаются положения, предусматривающие такое взаимодействие.
Так, постановлением Совета судей Иркутской области от
16 августа 2019 г. № 310 утвержден Порядок взаимодействия Совета судей с Правительством области при принятии и изменении (уменьшении) бюджета Иркутской области в части размера бюджетных средств, выделенных и (или) подлежащих выделению на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей.
Советами судей Санкт-Петербурга, Воронежской области, Забайкальского, Камчатского, Пермского краев в целях реализации положений федерального закона и законов своих субъектов совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов разрабатываются положения, регулирующие порядок направления в советы судей для согласования проекта обоснования бюджетных ассигнований и предложений по их распределению на очередной финансовый год и на плановый период и учета предложений совета судей при наличий разногласий.
Советы судей отмечают, что возникают ситуации, когда поступающий к ним на согласование проект бюджета в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей предусматривает уменьшение объема финансирования, на что советы судей незамедлительно реагируют.
Так, Правительством Курганской области в Совет судей области для согласования направлен проект закона Курганской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», предусматривающий значительное сокращение финансирования мировой юстиции в 2020 г. Совет судей не одобрил указанный проект закона, поэтому Правительством области были внесены в него изменения, в соответствии с которыми на обеспечение деятельности мировых судей в 2020 г. выделены необходимые денежные средства.
Совет судей Иркутской области оставил без согласования предложение министерства финансов области по отзыву лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в 2020 году, что в итоге позволило оставить объем финансового обеспечения на прежнем уровне.
Совет судей Курской области отмечает, что предельные объемы финансирования мировой юстиции в области на 2021 г. предусмотрены на 8 процентов меньше утвержденных объемов финансирования текущего года, на что советом 1 сентября 2020 г. направлено обращение губернатору с предложением не уменьшать финансирование мероприятий по организационному обеспечению деятельности мировых судей в
2021 – 2023 годах. Совет судей надеется, что обращение примется во внимание и уровень финансирования сохранится на прежнем уровне, иначе со стороны судейского сообщества будут приниматься дальнейшие меры по недопущению сокращения лимитов бюджетных ассигнований.
В 2020 году в Самарской области на 3,5 процента сокращены расходы на реализацию мероприятий государственной программы Самарской области «Развитие мировой юстиции в Самарской области на 2014 – 2022 годы». Совет судей Самарской области отказал в согласовании произведенного сокращения расходов, о чем направлено письмо министру управления финансами области, после чего объем финансового обеспечения деятельности мировых судей Самарской области на 2020 год был восстановлен.
В Свердловской области в 2020 году распоряжением Правительства в связи с ухудшения экономической ситуации и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции расходы областного бюджета на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей уменьшены на 5962,4 тыс. рублей, что составило 2 процента от доведенных лимитов бюджетных ассигнований на 2020 год. В связи с этим председателем Совета судей области в адрес губернатора направлено обращение о приведении распоряжения в соответствии с законом о бюджете. На обращение получен ответ об исключении уменьшения доведенных лимитов.
Советами судей Мурманской, Смоленской, Рязанской областей отмечено, что ими не допущено уменьшения объема финансирования и снижения уровня достигнутых гарантий мировой юстиции, в результате проделанной работы объем бюджетных средств в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в 2020 году превысил объем бюджетных средств, выделенных в 2019 году.
Из ответов советов судей также наблюдается и обратная ситуация, когда советы судей соглашаются со снижением уровня финансирования деятельности мировой юстиции.
Так, Совет судей Хабаровского края согласился с предложением правительства края на уменьшение подлежащих выделению в 2020 году бюджетных ассигнований края по разделу «Судебная система» на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей на 6261,7 тыс. рублей, поскольку властями данное решение подробно аргументировано, и эта ситуация в целом никак не отразилась на деятельности мировой юстиции края в 2020 году.
Советами судей также рассматривается вопрос об уровне заработной платы работников аппарата мировых судей.
Например, Совет судей Иркутской области внес предложения губернатору о повышении оплаты труда работников аппаратов мировых судей Иркутской области и внесении соответствующих изменений в областные нормативные правовые акты. Результатом работы стало подписание указа губернатором, в соответствии с которым для работников аппаратов мировых судей установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере 35 должностных окладов (из расчета на год), что больше на 14 должностных окладов до изменений.
Совет судей Орловской области констатирует, что за 2018 год сложилась экономия фонда оплаты труда, образовавшаяся за счет временного отсутствия работников по болезни, в общей сумме
130,3 тыс. руб., которая не была выплачена работникам аппарата мировых судей, а возвращена в бюджет области по тем причинам, что обозначенная сумма не является экономией, отсутствуют нормативные акты на уровне субъекта, позволяющие выплатить указанные денежные средства работникам. Совет судей области в постановлении отметил, что указанная сумма является именно экономией фонда оплаты труда, образовавшейся за счет временного отсутствия работников по болезни, приведены
нормативно – правовые акты Орловской области, позволяющие произвести выплату указанной экономии работникам аппарата мировых судей в качестве премий. Копия постановления направлена в правительство области с целью обратить внимание на недопустимость уменьшения размера бюджетных средств, выделенных на оплату труда работников аппарата мировых судей, без согласия Совета судей Орловской области. Органы судейского сообщества области полагают, что в дальнейшем после их вмешательства власти субъекта не допустят уменьшения финансирования деятельности мировой юстиции, ситуация находится на контроле совета судей региона.
В некоторых субъектах советы судей столкнулись с проблемой при взаимодействии с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей.
К примеру, предложения Совета судей Ивановской области по увеличению объема расходных обязательств по организационному обеспечению деятельности мировых судей, существующий уровень которых не отвечает задачам обеспечения качественного и независимого правосудия, не находят поддержки губернатора. Так, Совет судей области отмечает, что существенной проблемой продолжает оставаться в целом дискриминационный подход к оплате труда работников аппарата мировых судей, размер которой остается одним из самых низких среди государственных гражданских служащих Ивановской области и не отвечает уровню предъявляемых к ним квалификационных требований, объему выполняемой работы, ее публичному характеру, высокой степени персональной ответственности. В связи с отсутствием должного внимания к проблемам мировой юстиции со стороны органов региона 4 марта 2020 г. конференцией судей Ивановской области направлено соответствующее обращение Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, на которое ответа еще не было.
В заключение хочется отметить, что во всех советах судей ведется кропотливая работа по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей, в том числе путем активного взаимодействия с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов.