Поиск Войти
Выбор региона
Саратовская область

Обзоры

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку действий судей, работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в чрезвычайных ситуациях

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по порядку действий судей, работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в чрезвычайных ситуациях

 

События последних десятилетий неопровержимо свидетельствуют о необходимости глубокой проработки вопроса антитеррористической защиты зданий, помещений судов, а также повышения уровня подготовленности должностных лиц судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее ­– судебные приставы по ОУПДС) к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Стремясь оказать влияние на судей, подорвать общественное спокойствие, доверие к судебной власти, а нередко и отомстить работникам судов за честное и принципиальное выполнение своего служебного долга, представители организованных преступных групп и сообществ используют разнообразные приемы, включая угрозы совершения действий террористического характера.

Наиболее типичными чрезвычайными ситуациями, с которыми могут столкнуться работники судов и службы судебных приставов, являются:

поступление сообщений о предстоящем взрыве в помещении (здании) суда;

реально совершенный взрыв (поджог);

попытка вооруженного захвата здания суда;

совершение насильственных действий посетителями (лицами, участвующими в делах) в ходе судебных заседаний;

проведение несанкционированных митингов (пикетирований) на территории, прилегающей к зданию суда.

Столкнувшись с фактом развития чрезвычайной ситуации, каждый работник суда, судебный пристав по ОУПДС должен знать, что от его правильных и согласованных с другими работниками действий зависит скорейшее разрешение ситуации, сохранение его жизни и здоровья, а также безопасность других лиц.

 

Действия при получении сообщения о предстоящем

террористическом акте

 

Следует учитывать, что на практике реальным взрывам с использованием взрывных устройств редко предшествуют устные, письменные сообщения, также сообщения, поступившие посредством электронных почтовых сервисов сети Интернет. В большинстве случаев они означают лишь угрозу взрыва, а не реальное его осуществление.

При этом существуют в основном два обстоятельства, при которых реальная угроза предварительно доводится до избранного объекта:

преступник (преступное сообщество) осуществил закладку взрывного устройства, но не желает ненужных жертв и разрушений;

он (преступник, преступное сообщество) заинтересован в том, чтобы посеять панику, которая нарушила бы привычный ритм деятельности судебного учреждения, где заложено взрывное устройство.

О реальности самой угрозы взрыва во многом можно судить по содержанию поступившего сообщения. Поэтому в плане выработки контрмер необходимо регулярно инструктировать работников суда, прежде всего руководящий состав, о правилах ведения переговоров.

При этом следует разъяснять, что спокойное принятие сообщения и соответствующая постановка ряда вопросов позволяют выиграть время и получить от преступника дополнительную информацию, особенно в ситуациях, когда преступник сам стремится предотвратить ненужные жертвы.

Так, если сообщить ему, что в здании находится много людей и их эвакуация потребует значительного времени, он может представить сведения о месте закладки взрывного устройства, силе его заряда или о взрывном механизме.

Переговоры можно строить следующим образом.

С целью удержания преступника на телефонной линии как можно дольше необходимо:

а) попросить его повторить сообщение и обязательно записать
(на бумаге, с использованием магнитофона) каждое сказанное им слово;

б) при наличии дополнительных каналов связи сообщение должно
приниматься не одним, а несколькими работниками;

в) если позвонивший не называет точное место закладки взрывного
устройства и времени взрыва, следует самому спросить его об этом;

г) особое внимание при телефонном разговоре должно уделяться
фоновым шумам, например: звуку проезжающих автомашин, музыки или
любым другим звукам, которые могли бы помочь определить место, откуда
был сделан звонок; оттенкам голоса звонившего (женский, мужской), его тону
(спокойный, возбужденный), акценту, речевым особенностям.

В ходе приема сообщения необходимо незамедлительно по другому каналу связи сообщить в правоохранительные органы (Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации – далее ФСБ России, МВД России) о факте получения угрозы. Даже если разговор был прерван по инициативе звонившего, должностное лицо ни в коем случае не должно вешать трубку телефона на рычаг. Схематично алгоритм действий лица, получившего сообщение о предстоящем акте терроризма, приведен в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Если сообщение об угрозе взрыва было сделано письменно, необходимо сохранить все материалы (конверт, упаковку, контейнер) и имеющиеся улики (отпечатки пальцев, почерк и т.п.) для последующей идентификации автора послания.

В случае если сообщение об угрозе совершения террористического акта поступило посредством почтовых сервисов сети Интернет, необходимо обеспечить условия, способствующие сохранению полученной информации,
с последующим обязательным информированием председателя суда (или лица, его замещающего) и правоохранительных органов о получении указанных сообщений, обеспечив при этом наименьшую осведомлённость посторонних лиц о поступлении информации об угрозе террористического акта.

 

Действия при обнаружении в здании (помещении) суда    взрывоопасного (подозрительного) предмета

 

В случае возникновения в здании (помещении) суда чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой совершения террористического акта (обнаружением взрывоопасного (подозрительного) предмета), председателю суда рекомендуется действовать в соответствии с алгоритмом, приведенным
в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Большинство взрывных устройств изготавливается кустарным способом, их различия в основном связаны с изобретательностью и возможностями кустарей-изготовителей, причем по своему внешнему виду они могут не отличаться от обычных предметов. Поэтому вероятность того, что взрывное устройство будет иметь характерные для подобного рода боеприпаса формы, незначительна.

Подозрительными считаются предметы:

неизвестного назначения;

предметы обихода: сумки, портфели, свертки, чемоданы, посылки и другие предметы, подозреваемые на наличие в них самодельного взрывного устройства (далее – СВУ);

с явными признаками самодельных устройств независимо от степени их подготовленности к взрыву, штатных или самодельных взрывчатых материалов: снаряды, мины, гранаты и их запалы, патроны, капсюли литые, жидкие, порошкообразные, прессованные, пластичные, гранулированные взрывчатые вещества, детонаторы различных типов, детонирующие и огнепроводные шнуры, запальные трубки.

Состав группы судебных приставов по ОУПДС должен обращать внимание в первую очередь на вызывающие подозрение посторонние, случайно оказавшиеся в зоне поиска предметы.

Для их планомерного поиска старшему смены на объекте – судебному приставу по ОУПДС необходимо руководствоваться методикой, согласно которой поисковые мероприятия осуществляются от периферии к центру и снизу вверх. При этом, если не имеется конкретных указаний на определенное место закладки взрывного устройства, следует заранее определить очередность осмотра отдельных участков объекта по степени их важности.

Осмотр здания может осуществляться в следующем порядке: внешние стороны объекта; входы в здания; общественные места (фойе, коридоры, туалеты, гардеробы); лестничные пролеты и лифты; неохраняемые подвалы; внутренние помещения объекта. Для упорядочения поиска отдельное помещение объекта условно делят на две половины и обследуют их в трех уровнях: от пола до высоты пояса; от пояса до уровня глаз; от уровня глаз до потолка.

Действия судебных приставов по ОУПДС, обнаруживших неизвестный предмет, должны в первую очередь зависеть от того, имеются ли у них основания считать этот предмет искомым взрывным устройством.

В ситуациях, если есть основания полагать, что обнаруженный предмет представляет собой то или иное взрывное устройство, не следует прикасаться к нему вообще. Лучшим решением будет немедленно покинуть место, где он был обнаружен, сообщить об этом председателю суда и в органы ФСБ России, МВД России и МЧС России, а затем обеспечить его оцепление или закрытие всей прилегающей зоны. При этом безопасное расстояние должно определяться с учетом объема подозрительного предмета
(приложение № 3 к настоящим Методическим рекомендациям).

Однако высокая степень опасности может вызвать необходимость экстренной эвакуации и без предварительного осмотра. В этом случае председатель суда принимает решение об объявлении перерывов в ведущихся судебных заседаниях и поручает администратору суда провести эвакуацию согласно имеющемуся плану.

Администратор суда доводит распоряжение председателя суда
(или лица, его заменяющего) до председательствующих в судебных заседаниях (судей) и старшего смены на объекте – судебного пристава по ОУПДС (судебного пристава по ОУПДС, находящегося на посту № 1) о проведении эвакуации.

Судья, получив распоряжение председателя суда (или лица, его заменяющего), объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал, в дальнейшем следовать указаниям судебных приставов по ОУПДС.

Затем администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС организует эвакуацию работников и посетителей, используя основные и запасные выходы, организует вынос и надлежащую охрану подлежащей эвакуации секретной и иной служебной документации согласно ранее утвержденному плану. При необходимости решает во взаимодействии с коммунальными службами вопрос об отключении здания (помещения) суда от телефонной (мобильной) связи и систем газо-, водо- и электроснабжения.

Требование освободить помещение или здание суда должно выдвигаться поэтапно во избежание паники и давки, при этом следует продумать, нужно ли называть настоящую причину эвакуации или, чтобы избежать негативных последствий, произвести эвакуацию под каким-либо благовидным предлогом, например, проведением учений по пожарной безопасности или другим техническим основаниям.

Однако следует учитывать, что в этом случае чрезмерно ограничивающие свободу меры безопасности и излишне педантичные процедуры не будут поддержаны посетителями и некоторыми работниками суда, а следовательно, не будут способствовать обеспечению безопасной обстановки. Поэтому все осуществляемые действия, меры предосторожности должны быть приемлемыми и соответствовать реальному уровню опасности.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС ориентирует группу судебных приставов на проведение эвакуации, обращая внимание на то, что указание должно быть выполнено всеми без исключения работниками и посетителями. При необходимости он также оказывает содействие начальнику конвоя в осуществлении эвакуации лиц, находящихся под стражей. Для обеспечения безопасной эвакуации предварительно осуществляются мероприятия по освобождению маршрута конвоирования от посторонних лиц и предметов, которые могут способствовать побегу или нападению, а также перекрытию побегоопасных направлений (у выходов, окон, лестничных пролетов). До прибытия сотрудников правоохранительных органов старший группы силами подчиненных судебных приставов по ОУПДС организует наружную охрану (оцепление) здания суда, в дальнейшем действует по указаниям председателя суда (или лица, его заменяющего).

Судебный пристав по ОУПДС, получив указание о проведении эвакуации, обходит отведенный ему для осмотра участок здания (этаж) или помещения, обеспечивая выполнение указания. При этом он обращает внимание работников на необходимость закрытия (опечатывания) служебных сейфов и оставления кабинетов открытыми.

В ходе эвакуации необходимо рекомендовать посетителям и работникам, чтобы они сами забирали свою ручную кладь. При этом оставленные предметы следует рассматривать как подозрительные и подлежащие детальному осмотру.

Для размещения людей, покинувших здание (помещение) суда, следует предусмотреть место сбора на прилегающей территории, учитывая при этом характер опасности и существующие погодные условия. Путь к месту сбора должен быть четко обозначен и безопасен.

Убедившись, что все работники и посетители суда покинули вверенный ему участок, судебный пристав выдвигается к выходу из здания и
в дальнейшем действует в соответствии с расчетом на случай чрезвычайных ситуаций. Аналогичный порядок эвакуации предполагается также и в случаях взрыва, поджога в здании (помещении) суда с поправками на возникшие последствия. При незначительных повреждениях здания, проведя эвакуацию, администратор суда своими силами организует тушение пожара до прибытия сил Государственной противопожарной службы. В случае сильного или полного разрушения здания основные усилия должны быть сосредоточены на спасении пострадавших (включая оказание первой помощи до прибытия медработников).

 

Действия при попытках вооруженного захвата здания суда

 

Рассматривая данную ситуацию, работники аппарата суда и судебные приставы по ОУПДС должны исходить из того обстоятельства, что вооруженное нападение на государственное учреждение надлежит квалифицировать как бандитизм.

Этот состав преступления отнесен к категории особо тяжких, что позволяет оценить как серьезность ситуации в целом, так и охарактеризовать общественную опасность лиц, участвующих в нападении.

Приоритетными задачами руководителей судебных учреждений, столкнувшихся с реальной угрозой попытки вооруженного захвата, должны стать:

незамедлительное уведомление о случившемся дежурных по органам ФСБ России, МВД России;

всестороннее обеспечение безопасности жизни и здоровья работников
и посетителей.

Получив сообщение о попытке вооруженного захвата здания суда, председатель суда (или лицо, его замещающее):

 по возможности выясняет количество преступников, преступные намерения, заявленные требования, наличие оружия и автотранспортных средств, их марку, цвет, государственные номера и сообщает о случившемся в правоохранительные органы по территориальности с перечислением имеющихся (установленных) сведений;

принимает меры к прекращению судебных заседаний и дает указание администратору суда осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности работников и посетителей суда.

Исходя из обстановки, администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС либо организует эвакуацию работников и посетителей через запасный выход (иным безопасным путем), либо принимает меры к перемещению работников и посетителей в безопасные места в здании суда. Таковыми являются помещения, конструктивные особенности которых исключают возможность поражения «шальными» пулями и осколками.

Судья, получив информацию о попытке вооруженного захвата здания суда (непосредственно или от председателя суда), объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал, в дальнейшем следовать указаниям судебных приставов по ОУПДС.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС принимает меры к прекращению доступа в здание суда, содействует организованной эвакуации из помещений суда посетителей и участников судебных заседаний, которые могут пострадать от действий нападающих. Затем, осуществив соответствующий маневр имеющимися силами, организует оборону объекта до прибытия сил правопорядка. В дальнейшем действует по указаниям председателя суда (или лица, его заменяющего).

Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай чрезвычайной ситуации, использует предоставленные законом возможности по применению оружия и специальных средств для отражения нападения на здание суда и пресечения преступной деятельности нападавших.
В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на
объекте – судебного пристава по ОУПДС.

При необходимости судебные приставы по ОУПДС оказывают содействие конвойным нарядам полиции в осуществлении эвакуации лиц, находящихся под стражей. Для обеспечения безопасной эвакуации предварительно осуществляют мероприятия по освобождению маршрута конвоирования от посторонних лиц и предметов, которые могут способствовать побегу или нападению, а также перекрытию побегоопасных направлений (у выходов, окон, лестничных пролетов).

 

При совершении насильственных действий посетителями (лицами, участвующими в делах) в ходе судебных заседаний

 

В отличие от ранее рассмотренной ситуации угроза жизни и здоровью работников судов и посетителей исходит не извне, а зреет внутри помещений суда. В основе насильственных действий, как правило, лежат неудовлетворенность участников дела либо лиц из числа их ближайшего окружения ходом дела, принимаемыми в ходе судебного заседания определениями и постановлениями, недовольство принятым решением (приговором).

Нередко причиной насильственных действий является циничное, вызывающее поведение кого-либо из лиц, присутствующих в зале заседания. Как правило, таким действиям предшествуют неоднократные словесные перепалки, выкрикивание оскорблений, угроз, демонстрация оскорбительных жестов.

Предупреждение перерастания подобных отклонений в насильственные действия во многом зависит от способности председательствующего обеспечивать порядок в ходе заседания, прибегая к установленным законом мерам, включая удаление нарушителей из зала суда и привлечение к мерам юридической ответственности.

Недопущение эксцессов в ходе судебных заседаний должно быть результатом совместной деятельности судей, судебных приставов по ОУПДС, а при слушании уголовных дел – и личного состава конвойной службы полиции. В связи с этим предупреждение насильственных действий в ходе судебных заседаний является элементом повседневной деятельности судов.

Насильственные действия в ходе судебного заседания могут расцениваться как чрезвычайная ситуация только в случаях неожиданного, неадекватного поведения лиц, совершающих (угрожающих совершить) действия, чреватые угрозой жизни и здоровью участников судебного заседания, посетителей и других лиц.

Наиболее типичными следует считать:

угрозы совершения взрыва;

попытки захвата заложников из числа лиц, участвующих в деле, работников суда либо посетителей;

стрельба из огнестрельного оружия в помещениях суда;

иные противоправные действия, совершаемые общеопасным способом.

Судья, столкнувшись с фактами нарушения порядка в ходе заседания, не дожидаясь обострения обстановки, должен вызвать через секретаря (либо с использованием технических средств) судебного пристава по ОУПДС.

Судебный пристав по ОУПДС, прибыв в зал заседания, обязан оценить ситуацию с позиции своих сил и возможностей самостоятельно
нормализовать обстановку. При отсутствии такой возможности следует обратиться за помощью к старшему смены на объекте – судебному приставу по ОУПДС.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС, осуществив маневр имеющимися силами, обеспечивает прибытие подкрепления и по возможности сам прибывает в зал заседания. В дальнейшем организует действия судебных приставов в соответствии с требованиями закона и иных нормативных правовых актов.

В случае неожиданного совершения преступных действий кем-либо из лиц, присутствующих в зале заседания, судья незамедлительно сообщает об этом старшему смены на объекте – судебному приставу по ОУПДС, объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС сообщает о случившемся в правоохранительные органы и обеспечивает эвакуацию посетителей и работников суда, после чего осуществляет задержание лица, совершившего преступление. В случае невозможности немедленного задержания (например, при захвате заложников) организует блокирование преступника (преступников) в помещении суда до прибытия сотрудников правоохранительных органов.

Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай чрезвычайной ситуации, использует предоставляемые законом возможности по применению оружия и специальных средств для пресечения преступной деятельности, защиты жизни и здоровья работников и посетителей суда.
В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на объекте – судебного пристава по ОУПДС.

 

Действия при проведении несанкционированных митингов  (пикетирований) на территории, прилегающей к зданию суда

 

Практика последних лет убедительно свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к оказанию давления на суд посредством проведения митингов (пикетирований) на территории, прилегающей к зданиям суда.

В случае выявления несанкционированного митинга или пикетирования на территории, прилегающей к зданию суда, председатель суда (или лицо, его заменяющее) сообщает о случившемся в правоохранительные органы. После этого дает указание старшему смены на объекте – судебному приставу по ОУПДС усилить охрану здания суда.

Администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС обеспечивает допуск в здание суда участников судебных заседаний с использованием запасных выходов и иных возможностей, предоставляемых конструктивными особенностями здания суда.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС, осуществив маневр имеющимися силами, усиливает пропускной режим в здание суда. При этом он разъясняет митингующим противоправный характер их действий и предлагает разойтись добровольно. В случае, когда действия митингующих (пикетчиков) грозят перерасти в массовые беспорядки, он информирует о создавшейся ситуации председателя суда (или лицо, его заменяющее) и самостоятельно принимает решение о блокировании доступа в здание суда.

Председатель суда (или лицо, его заменяющее) принимает решение о приостановлении работы судебного учреждения и дает указание администратору суда совместно с судебными приставами по ОУПДС приступить к эвакуации работников и посетителей суда.

Судья, получив указание председателя суда, объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал.

Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай чрезвычайной ситуации, использует предоставленные законом возможности по применению оружия и специальных средств для отражения нападения на здание суда и пресечения преступной деятельности. В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на объекте – судебного пристава по ОУПДС.

Настоящие Методические рекомендации содержат общие положения, определяющие порядок действий при чрезвычайных ситуациях. В реальной жизни могут сложиться ситуации, не укладывающиеся в принципиальные схемы. Однако, обладая прочным багажом первоначальных знаний о правилах поведения в кризисной ситуации, работнику суда или судебному приставу
по ОУПДС будет проще осуществить выбор правильной линии своих действий при реальном осложнении обстановки.

Именно формированию первоначальных знаний и призваны служить настоящие Методические рекомендации. Дальнейшее углубление теоретических знаний и практических навыков в ходе занятий в системе служебной подготовки позволит повысить уровень готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях.

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Саратовской области

Вход

Забыли пароль?